Редизайн блога на Эгее

Переделал оформление блога. Расскажу, что не устраивало в старой версии и как сделана новая. Разберем подбор шрифтов и систему пропорций: размеры элементов и расстояния между ними.

О движке

Мой блог работает на Эгее. Это бесплатный, быстрый и аскетичный движок. У него приятный редактор записей, поддиалект разметки markdown и свой типограф, не изменяющий текст.

Эгея — движок на любителя. Она слабо документирована, технической поддержки нет. Случаются проблемы с установкой обновлений. Чтобы поменять внешний вид или добавить своих блоков на страницу, придётся лезть в код. Выбирайте её, если готовы допиливать CSS и PHP.

Антон Жиянов о других движках.

У меня версия 2.4 не обновлялась до 2.5, отваливалась база данных и стили. Я завел чистый блог и вручную перенес в него старую базу данных. Чтобы прикрутить новое оформление, переписал стили и поправил пару PHP-модулей.

Техническую часть не описываю. Если вам интересны подробности, напишите мне.

Что было не так

У базовой темы Эгеи три проблемы: мелкий текст, широкая колонка и масштабирование на мобильных устройствах.

На экране телефона страница просто ужимается под ширину, не изменяя пропорций. В вертикальном положении текст тоже мелкий, читать неудобно. На мониторах шире 900 пикселей строка растягивается до 102 символов, и текст превращается в монотонное полотно.

Полноразмерный скриншот шириной 1000 пикселей. Здесь картинка убрана, чтобы влезли заголовок и разделы.

Шрифт Эгеи — Pt Sans. Это универсальный шрифт московской студии Паратайп. Без засечек, с открытым рисунком и прекрасной кириллицей. Он подходит для заголовков, основного текста и подписей, но лишен запоминающегося характера.

Times New Roman напоминает газету и школьный реферат, Courier — печатную машинку и сайты конца 90-х. А Pt Sans — просто добротный шрифт, который легко читать. Мне же хотелось, чтобы блог напоминал хорошую книгу или научно-популярный журнал. Поэтому работу над образом я начал с поиска новых шрифтов.

Подбор шрифтов

Шрифтов сотни и у каждого свои особенности. Шрифты проектируют для печати на картоне, для мониторов с низким разрешением или узких экранов телефонов. Есть шрифты для интерфейсов, для вывода в мелком размере или исключительно для гигантских плакатов. Чтобы выбрать подходящий, нужно понимать специфику и знать историю шрифта.

В блоге хватит двух шрифтов: для основного текста и для заголовков, подписей, цитат. Шрифты нужны одновременно разные, чтобы был контраст, и похожие по рисунку, чтобы не возникало разнобоя. Два сочетающихся шрифта называются шрифтовой парой.

Подбирать шрифтовую пару — больше искусство, чем наука. Результат сильно зависит от навыка и эстетического опыта. Я решил не рисковать и спросил совета у друга — специалиста по визуальной коммуникации, — который пожелал остаться неназванным.

Для начала мы выработали критерии отбора. Шрифт должен работать на образ, быть бесплатными, с хорошей кириллицей и относительно не приевшимся. Чтобы шрифты работали предсказуемо на всех устройствах, решили выбирать из набора гугл-шрифтов.

Гугл-шрифты не хранятся на сайте, а скачиваются по запросу браузера. Это гарантирует, что шрифты отобразятся на любом устройстве, но увеличивает время загрузки страницы.

Выбирали из очень ограниченного набора. По критериям подошли три шрифта с засечками и два без.

Основным выбрали шрифт с засечками, похожий на замечательную Georgia, но не такой популярный. Вариантов нашлось три: Merriweather, Noto и Lora.

Размер и интерлиньяж указаны через косую черту.

От Merriweather отказались из-за рисунка символа, толщины штрихов и минускульных цифр. У минускул нижние элементы свисают со строки. Это наследие старых книжных шрифтов и выглядит архаично.

Noto и Lora похожи по рисунку и ближе к Georgia по настроению. Noto поплотнее, хорошо смотрится на экране. Лично мне Lora понравилась больше, хотя у неё чудаковатые кавычки-ёлочки. Выбрали её.

Для заголовков и подписей рассматривали два варианта: Roboto и Open Sans.

Roboto, Open Sans и сравнение рисунка букв

Roboto — шрифт операционной системы Android. Он универсален, безлик и прочно ассоциируется с телефонами Самсунг. У Roboto хорошая кириллица, но в Виндоус в сверхнасыщенном начертании он отображался с ошибками. Выбрали Open Sans.

Выбор пропорций

Получив шрифтовую пару можно подбирать соотношения элементов и отступов — систему пропорций. Система упорядочивает вёрстку и придаёт тексту предсказуемый ритм. С ней проще соблюдать базовую гигиену: выбирать межстрочный интервал, размеры текста, отступы абзацев и заголовков. Правильно подобранные пропорции помогают мозгу быстрее определять связи и отношения.

Без системы пропорций в текстовом наборе будет много случайного.

Система пропорций строится на базовой единице. Это произвольная величина, по которой удобно выстраивать отношения элементов. Базовой единицей может быть размер логотипа, ширина окна или шаг модульной сетки. Я взял за базу высоту строчной буквы основного текста.

В типографике высота строчной буквы называется x-height.

Размер буквы определяется шириной колонки и количеством символов в строке. В хорошем наборе ширина и количество соразмерны темпу повествования. Короткие сообщения в две-три строки читаются быстро, их легче воспринимать в узкой колонке. Статьи читаются медленнее, им нужна колонка пошире.

Я веду блог в среднем темпе, абзацами по три-четыре предложения. Оптимальная ёмкость строки — 75 символов. Такой текст читается легко, но неторопливо.

Для статьи важно подобрать ритм. Длинная строка утомляет, узкая раздражает частыми переносами взгляда.

Зная ёмкость строки, ищем комфортный размер букв. Крупные буквы будут давить, мелкие — напрягать глаза. Подбираем по ощущениям и с оглядкой на блоги, которые легко читать. Мне нравятся Тинкофф-журнал, Амплифаер, Тильда и Редимаг.

Я выбрал размер в 20 пикселей. В этом размере у Lora высота строчной буквы — 10 пикселей. Ширина колонки при 72 символах в строке — 750 пикселей. Настраиваем в Фотошопе сетку, рисуем колонку и собираем набор элементов.

Всего нужны 5 стилей: основной текст, заголовок статьи, заголовок раздела, текст цитаты-врезки и служебный — для комментариев, тегов и подписей под картинками. Заголовок второго уровня я не использую.

Все размеры подгоняем по сетке. Заголовок статьи — самый крупный элемент, его строчные буквы в три раза больше букв основного набора. У заголовка раздела — в два. Расстояние между строками кратно размеру букв. Расстояние между абзацами — кратно строке с отступом.

При вёрстке соблюдаем правило близости: чтобы объекты воспринимались вместе, располагаем их рядом. Абзац ближе к своему заголовку, чем к следующему, отступы блоков меньше расстояния до границ экрана.

Готовый набор стилей. В макете с разрешением 72 dpi 1 пункт = 1 пикселю.

У Open Sans буквы чуть уже и крупнее. Чтобы шрифты в основном наборе смотрелись органично и не сбивали ритм, уменьшаем размер текста цитаты на пиксель и увеличиваем разрядку — расстояние между буквами в слове. Заголовки делаем максимально контрастными.

Lora 60/70 и Open Sans 60/70 без разрядки и 56/70 с разрядкой 0,023 em.

Полученный набор стилей переносим в CSS. Подкладываем сетку из макета, открываем отладчик и правим. Затем меняем разрешение экрана и повторяем.

Чтобы перевести разрядку из единиц Фотошопа в em, делим на 1000.
23 = 0,023 em. Другие размеры лучше указывать в пикселях, браузеры непредсказуемо округляют и набор плывёт.

Для мобильных устройств снижаем контраст и меняем пропорции: уменьшаем размер заголовков и отступов. Поля тоже уменьшим до минимально возможного значения — расстояния между строками основного набора.

Алгоритм

  1. Читаем о базовых гигиенических требованиях, разбираемся в правиле близости и методике подбора шрифтовых пар.
  2. Ищем визуальный стиль. Смотрим похожие по тематике блоги, которые приятно читать. Скриним, накладываем, сравниваем.
  3. Подбираем гармоничную шрифтовую пару. Один для заголовков и подписей, другой — для основного текста. Скачиваем и устанавливаем все шрифты на компьютер.
  4. Выбираем базовую единицу для системы пропорций. Удобно отталкиваться от размера основного текста.
  5. Рисуем сетку с шагом в базовую единицу. Её размер в пикселях или пунктах не важен, нужны только соотношения величин. На Маке рисуем в Скетче, на Виндоусе — в Индизайне или Фотошопе. В Фотошопе удобнее двигать попиксельно.
  6. Сводим все элементы к конечному числу стилей. Оптимально 5—7.
  7. Рисуем набор стилей, подбираем размеры, отступы, межстрочный интервал.
  8. Высчитываем размер базовой единицы, переводим пропорции в конечные значения в пикселях или пунктах. Пиксели точнее.
  9. Переносим в CSS. Подкладываем сетку и добиваемся сходства с макетом.
  10. Тестируем, правим, убираем сетку и публикуем.

Чтение по теме

Гигиенические требования к вёрстке в советах Бюро Горбунова.

Как выбрать шрифт объясняет арт-директор «Медузы» Сергей Сурганов. Очень упрощенно, чтобы начать ориентироваться в вопросе.

О шрифтовых парах в Школе Редимага.

Why website body text should be bigger, and ways to optimize it — почему размер шрифта нужно увеличивать. Доступно и убедительно на простом английском.

Типографика и вёрстка — книга Горбунова по платной подписке. Раз прочесть стоит.

Поделиться
Отправить
Запинить