Виталий Филатов

о тексте, смысле и красоте

Инструкция из одной картинки

Чиним сломанный плакат о том, куда правильно кидать всякое в туалете. Не будем рассуждать, насколько помогают такие штуки. Плакат — просто повод применить любительскую психологию и фотошоп.

Сначала разберём, что на плакате не так.

Дизайнер не учёл принципы восприятия и получил формальный ребус

Главная проблема плаката — картинка противоречит смыслу. Читателя призывают кидать мусор в ведро, а человечек кидает бумажки в унитаз.

Чтобы передать смысл, дизайнеру не хватило силуэта. Пришлось добавлять цветовой код, галочку с крестиком и дублировать смысл текстом. Это прибавило визуального шума, но не уменьшило нагрузку на мозг: чтобы понять сообщение, плакат нужно изучать.

Сделаем элегантнее: просто покажем как правильно. Пусть человечек кидает мусор в ведро.

Человечек выбирает ведро, делайте как он

В некоторых случаях правильнее показывать негативный сценарий. Например, сунул руку в трансформатор — убило ударило током. В нашем случае сложно раскрыть причинно-следственную связь с засором канализации, а позитивный сценарий умещается в один простой образ.

Смысл готов, наведём красоты. Покрасим унитаз в цвет запрета и добавим крестик. Поменяем ведро с унитазом местами, чтобы правильный вариант располагался справа, и уберём надпись «Внимание!» Она всё равно не работает и портит композицию.

Пара слов о внимании

Чиновники не знают когнитивной психологии и дизайна, поэтому решают задачу формально: привлекают внимание к сообщению об объекте, а не к объекту. Например, освещают знак пешеходного перехода вместо людей на дороге.

Надпись не работает на плакат, потому что мы её замечаем позже человечка. Наше восприятие так устроено, что мы сначала считываем пятна, потом силуэты и пиктограммы, а уже после принимаемся читать. Плюс к тому на канцелярщину давно выработалась баннерная слепота.

Текст в данном случае факультативен. Под картинкой можно пояснить суть требования и добавить историю с негативным примером — что будет, если читатель не послушается. Плакат из уфимского культурного центра, пусть там будет что-то лёгкое и с юмором.

Шрифт Комик Санс лучше сочетается с картинкой и непринуждённым тоном

Выводы такие:

  1. Картинка в инструкции должна показывать нужный сценарий и не требовать пояснений.
  2. Мозг предпочитает картинки: сначала силуэты и цвет, потом буквы.
  3. Без разницы, насколько крупно написано на рычаге выключения реактора, что он важный. Он должен выглядеть рычагом, гасящим звёзды.
 386   26 дн   UX   верстка   объявления