Rose debug info
---------------

О прикладной редактуре, смысле и красоте

Позднее Ctrl + ↑

Функционал ≠ набор функций

На правах редактора взялся писать советы о тексте для внутренней рассылки Девхаба. Начал со знаменитой устоявшейся ошибки в употреблении слова «функционал».

Частота употребления в подсказках на Яндексе. На Юутбе картина еще ярче.

Употреблять «функционал» в значении набор функций или возможностей неправильно. Функционал не синоним слову функциональность. Разница такая же, как между Рационом и Рациональностью.

Функционал — это переменная величина, которая принимает определенное значений в зависимости от выбора одной или нескольких функций. Проще говоря, это функция от функции, математическое понятие.

Функциональность — набор возможностей или функций, которые есть у системы, устройства или сотрудника.

Орфограммка знает, как правильно

Богатый функционал, функционал сотрудника и прочие деловые и революционные функционалы — детище малограмотных копирайтеров и рекламщиков. Есть гипотеза, что кто-то сокращал неудобное слово «функциональность» или взял кальку c английского. Functional действительно переводится как «функциональный».

Как правильно

Функционал сотрудника → Обязанности сотрудника

Богатый функционал приложения → У приложения множество функций

Инновационный функционал → Куча новых возможностей и фич

А ещё лучше объяснить, каких конкретно функций и фич:

Богатый функционал → Через приложение можно задать координаты доставки и следить за полетом дрона

Кстати, «фѝча» — жаргонизм. Употреблять его уместно в неформальном общении: личной переписке, соцсетях и во внутренних материалах.

Как сделать мир чуть лучше

Началось с того, что я написал текст вакансии Девхаба для Моего круга. Админка даёт править HTML-код, поэтому решил сделать красиво: обернул текст в теги и прогнал через лебедевский Типограф.

Оказалось, при сохранении админка съедает спецсимволы, союзы и предлоги остаются висеть. Выглядит непрофессионально, а разрыв в ссылке и вовсе за пределами добра и зла:

Замена   на спецсимвол «Неразрывный пробел» (Alt+0160) тоже не помогла: админка съела и его.

Чтобы закрыть гештальт и утешить внутреннего перфекциониста, я немного поворчал в рабочий чатик и написал Службе поддержки:

Здравствуйте, я редактор компании Девхаб. Публиковал вакансию и столкнулся с проблемой: не могу проставить в тексте неразрывные пробелы. Ни в режиме HTML, ни спецсимволами. После сохранения они иногда остаются, а иногда сбрасываются. Из-за этого текст выглядит неряшливо, а я становлюсь печален.
Подскажите, есть какая-то возможность добавить неразрывные пробелы? В идеале &nbsp, но пойдет и символ UNICODE.

Обычно на такие запросы вежливо отписываются о нецелесообразности или еще вежливее молчат. Какой резон ковырять редактор, если он и так работает? Но к вечеру ответ пришел:

Именно так я письмо и прочитал, на старом телефоне.

Надо ли говорить о том, какие умницы работают в Моём круге, и что с них стоит брать пример. Теперь символы не пропадают, текстовый набор выглядит как надо, а сон мой глубок и безмятежен:

Стало и было

Мораль

Бесполезно рассуждать о несовершенстве мира. Нужно пересилить лень и убежденность, что никому ничего не нужно, и попробовать что-нибудь сделать. Не исключено, что вам попадутся небезразличные люди и что-то в нашем мире, пусть малое и незначительное, станет лучше.

Ссылки по теме

Вакансия фронтендера на React/AngularJS

Типограф Лебедева

Википедия про неразрывный пробел

Сценарий видеоролика для «Навигатора»

Написал сценарий рекламного ролика для агентства недвижимости «Навигатор». Обычно я пишу текст, который читают, а не рассказывают вслух, но было интересно попробовать. Получилось так:

Расскажу, как всё было.

Сначала менеджер проекта Наталья Сальникова изучает пожелания заказчика и собирает сведения. Мы обсуждаем, какую задачу решает ролик, кто и где его увидит, его длительность и что в нем должно быть. Советуемся со студией, чтобы не выйти за рамки бюджета и не просить невозможного. Выбираем вариант с девушкой-рассказчиком и плоской анимацией. В итоге получается концепт.

Концепт описывает формат и общее настроение. Это еще не сценарий.

Наталья согласует концепт с заказчиком, и я сажусь за первый черновик.
В первом черновике собираем все, что знаем о заказчике и его предложении.

Чтобы выстроить историю, раскидываю материал по структуре:

  1. Кто мы такие
  2. Что мы делаем
  3. Почему мы делаем это хорошо
  4. Подробности и доказательства
  5. Приглашение к диалогу

Структура помогает понять, каких сведений не хватает. Собираем вопросы, Наталья уточняет у заказчика, я пишу текст и подсказки дизайнеру-аниматору. Получается таблица-сценарий.

Сценарий не ограничивает дизайнера, визуальный ряд — его задача.

Чтобы уложиться в хронометраж и упростить задачу актрисе, раз десять вычитываю вслух с выражением и паузами. Заказчик смотрит сценарий, показывает его юристам, просит поправить и дополнить. Потом мы передаём его в производство студии MonsterVideo.

Текст в ролике отличается от исходного на несколько слов. Их добавила актриса, чтобы речь звучала естественнее. И это хорошо ©

Редполитика бухгалтерии Небо

Написал редакционную политику онлайн бухгалтерии Небо. Небо помогает бизнесменам держать дела в порядке, самостоятельно вести бухгалтерию и соблюдать закон.

Редполитика — сборник правил работы с текстом: каким тоном и для кого писать, как подбирать слова, как структурировать предложения и абзацы. Редполитика помогает сотрудникам Неба общаться с читателями и клиентами в едином стиле без постоянного контроля редактора.

Действие редполитики распространяется на весь текст компании: статьи в журнале, сайт, рассылка, письма техподдержки и посты в соцсетях.

Редполитика структурирована от общих вопросов к частным.

Чтобы сотрудники глубже понимали требования, а не просто следовали им механически, мы сформулировали идеологию общения. В идеологию вошли полезное действие сервиса и Журнала, принципы уважения, заботы и пользы, стиль и тон повествования, отношение к юмору.

Есть и параграф про обсценную лексику.

Материться не прагматично. Поди, разбери, что за х#йню подразумевал автор.

Чтобы читатель не скучал и лучше понимал правила, они проиллюстрированы примерами «плохо — хорошо», местами средней степени упоротости.

Бобровая семья и автоматизированная добыча осьминога.

Традиционный дисклеймер о сервисе Главреда:

7 баллов, «это просто инструмент» и ссылка на подробности.

Редполитика составлена на основе редстандартов Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, личного опыта и вопросов сотрудников Неба.

Редполитика — первое, с чего мы начали работу с текстом в Небе, поэтому местами она избыточна и написана на вырост. В будущем мы уберем невостребованные правила и допишем недостающие. Еще я хочу упростить структуру и собрать термины и правила написания слов в словарь.

Редполитика Неба открыта для чтения всем желающим. Буду рад, если вы используете её при разработке своих редакционных стандартов.

Рерайт №6. Рассказать о пользе, не изменяя количество символов

Бывает, в тексте есть факты, но они не убеждают. Заказчик объяснил суть своей работы, рассказал о тонкостях. Мы их прилежно перечисляем, а история не складывается. Это потому что факты сами по себе мало полезны. Важно подать их так, чтобы читатель увидел: да, это про меня.

Разберем на примере текста для магазина сувениров, написанного по объяснениям заказчика. Наталья Сальникова попросила посмотреть, как там что, но переписать оказалось проще, чем объяснить.

Было так:

При транспортировке сувениров используется тройная упаковка, которая защитит изделия на всем пути. Перед перевозкой сувениры упаковываются в индивидуальные мешочки, затем происходит расфасовка по количеству. Хрупкие изделия уплотняются стрейчевой или пузырчатой пленкой. На конечном этапе сувениры укладываются в картонную коробку.

Мы бережем свой труд и ваши деньги.

Конечно, сколько ни переписывай, два абзаца читателя не убедят. Чтобы читатель сформировал мнение, нужны факты и наглядная демонстрация. Но мы исходим из того, что работу пора сдавать, структура страницы уже утверждена, а текст большего объема просто не влезет в макет.

Разберем по предложениям и перепишем

Начнем с последнего, которое в один абзац.

Мы бережем свой труд и ваши деньги.

Фраза вынесена в отдельный абзац для акцента: ценим труд, бережем деньги. Вроде позитивно, но как это соотносится с мешочками и коробками? Похоже на рекламное клише: уважаем себя и ценим клиента.

Скажем то же самое, но на понятном читателю языке. Чего хочет покупатель, оплативший сувенир в интернет-магазине? Очевидно, открыть посылку и убедиться, что с покупкой все в порядке. Так и скажем:

Мы хотим, чтобы сувениры доезжали до вас в целости и сохранности.

Перенесем в начало, чтобы сообщить главную мысль и задать тон.

Главную мысль выразили, идем дальше.

При транспортировке сувениров используется тройная упаковка, которая защитит изделия на всем пути.

Убираем страдательный залог и лишние подробности. Упаковку используем мы, а что она защищает сувениры на всем пути — и так понятно. Важно, что упаковка тройная. Пусть читатель не представляет, что это такое, но «специальная тройная» — не «завернутая в один слой газеты».

Для перевозки сувениров мы используем специальную тройную упаковку.

Продолжаем раскрывать тему тройной упаковки.

Перед перевозкой сувениры упаковываются в индивидуальные мешочки, затем происходит расфасовка по количеству.

Мешочки хорошо, а расфасовку уберем, это не про заботу о посылке.

Сначала мы упаковываем каждый сувенир в отдельный мешочек.

Теперь о втором слое упаковки — пленке.

Хрупкие изделия уплотняются стрейчевой или пузырчатой пленкой.

Тут все на месте, просто добавим того, кто совершает действие, и заменим «уплотнять» на «прокладывать», это проще представить.

Хрупкие изделия прокладываем стрейчевой или пузырчатой пленкой.

Переходим к последнему слою.

На конечном этапе сувениры укладываются в картонную коробку.

Упростим и добавим характеристику коробке, которая бы говорила в пользу надежности. Предполагаем, что коробка не простая, а из плотного картона, который хуже промокает и не протирается.

Потом всё укладываем в коробку из плотного картона.

В конце хочется привести пример, который соберет все вместе и объяснит преимущества упаковки в знакомой ситуации. С этим просто: я знаю, что на почте с посылками случается всякое. Отправишь скульптуру, а придет алебастровая крошка. Но очернять работников почты не будем. Это неэтично, в этом нет никакой пользы, и симпатичнее покупателю от этого мы не станем. Ну, роняют они посылки, с кем не бывает.

Если почтальон уронит такую посылку, содержимое останется целым.

Не сценарий Копполы, но картинка в голове возникает.

Соберем все вместе

Результат чуть сократим, чтобы не выходить за объём предполагаемого модуля. Было 366 символов с пробелами, стало 367.

Мы хотим, чтобы сувениры доезжали до вас в целости и сохранности.

Для перевозки сувениров мы используем специальную тройную упаковку. Сначала упаковываем каждый сувенир в отдельный мешочек. Хрупкие изделия прокладываем стрейчевой или пузырчатой пленкой. Потом всё укладываем в коробку из плотного картона. Если почтальон уронит такую посылку, содержимое не пострадает.

Для драматизма можно поменять абзацы местами, но я не буду. Пусть история начинается с главной мысли, а заканчивается яркой сценкой.

Редизайн блога на Эгее

Переделал оформление блога. Расскажу, что не устраивало в старой версии и как сделана новая. Разберем подбор шрифтов и систему пропорций: размеры элементов и расстояния между ними.

О движке

Мой блог работает на Эгее. Это бесплатный, быстрый и аскетичный движок. У него приятный редактор записей, поддиалект разметки markdown и свой типограф, не изменяющий текст.

Эгея — движок на любителя. Она слабо документирована, технической поддержки нет. Случаются проблемы с установкой обновлений. Чтобы поменять внешний вид или добавить своих блоков на страницу, придётся лезть в код. Выбирайте её, если готовы допиливать CSS и PHP.

Антон Жиянов о других движках.

У меня версия 2.4 не обновлялась до 2.5, отваливалась база данных и стили. Я завел чистый блог и вручную перенес в него старую базу данных. Чтобы прикрутить новое оформление, переписал стили и поправил пару PHP-модулей.

Техническую часть не описываю. Если вам интересны подробности, напишите мне.

Что было не так

У базовой темы Эгеи три проблемы: мелкий текст, широкая колонка и масштабирование на мобильных устройствах.

На экране телефона страница просто ужимается под ширину, не изменяя пропорций. В вертикальном положении текст тоже мелкий, читать неудобно. На мониторах шире 900 пикселей строка растягивается до 102 символов, и текст превращается в монотонное полотно.

Полноразмерный скриншот шириной 1000 пикселей. Здесь картинка убрана, чтобы влезли заголовок и разделы.

Шрифт Эгеи — Pt Sans. Это универсальный шрифт московской студии Паратайп. Без засечек, с открытым рисунком и прекрасной кириллицей. Он подходит для заголовков, основного текста и подписей, но лишен запоминающегося характера.

Times New Roman напоминает газету и школьный реферат, Courier — печатную машинку и сайты конца 90-х. А Pt Sans — просто добротный шрифт, который легко читать. Мне же хотелось, чтобы блог напоминал хорошую книгу или научно-популярный журнал. Поэтому работу над образом я начал с поиска новых шрифтов.

Подбор шрифтов

Шрифтов сотни и у каждого свои особенности. Шрифты проектируют для печати на картоне, для мониторов с низким разрешением или узких экранов телефонов. Есть шрифты для интерфейсов, для вывода в мелком размере или исключительно для гигантских плакатов. Чтобы выбрать подходящий, нужно понимать специфику и знать историю шрифта.

В блоге хватит двух шрифтов: для основного текста и для заголовков, подписей, цитат. Шрифты нужны одновременно разные, чтобы был контраст, и похожие по рисунку, чтобы не возникало разнобоя. Два сочетающихся шрифта называются шрифтовой парой.

Подбирать шрифтовую пару — больше искусство, чем наука. Результат сильно зависит от навыка и эстетического опыта. Я решил не рисковать и спросил совета у друга — специалиста по визуальной коммуникации, — который пожелал остаться неназванным.

Для начала мы выработали критерии отбора. Шрифт должен работать на образ, быть бесплатными, с хорошей кириллицей и относительно не приевшимся. Чтобы шрифты работали предсказуемо на всех устройствах, решили выбирать из набора гугл-шрифтов.

Гугл-шрифты не хранятся на сайте, а скачиваются по запросу браузера. Это гарантирует, что шрифты отобразятся на любом устройстве, но увеличивает время загрузки страницы.

Выбирали из очень ограниченного набора. По критериям подошли три шрифта с засечками и два без.

Основным выбрали шрифт с засечками, похожий на замечательную Georgia, но не такой популярный. Вариантов нашлось три: Merriweather, Noto и Lora.

Размер и интерлиньяж указаны через косую черту.

От Merriweather отказались из-за рисунка символа, толщины штрихов и минускульных цифр. У минускул нижние элементы свисают со строки. Это наследие старых книжных шрифтов и выглядит архаично.

Noto и Lora похожи по рисунку и ближе к Georgia по настроению. Noto поплотнее, хорошо смотрится на экране. Лично мне Lora понравилась больше, хотя у неё чудаковатые кавычки-ёлочки. Выбрали её.

Для заголовков и подписей рассматривали два варианта: Roboto и Open Sans.

Roboto, Open Sans и сравнение рисунка букв

Roboto — шрифт операционной системы Android. Он универсален, безлик и прочно ассоциируется с телефонами Самсунг. У Roboto хорошая кириллица, но в Виндоус в сверхнасыщенном начертании он отображался с ошибками. Выбрали Open Sans.

Выбор пропорций

Получив шрифтовую пару можно подбирать соотношения элементов и отступов — систему пропорций. Система упорядочивает вёрстку и придаёт тексту предсказуемый ритм. С ней проще соблюдать базовую гигиену: выбирать межстрочный интервал, размеры текста, отступы абзацев и заголовков. Правильно подобранные пропорции помогают мозгу быстрее определять связи и отношения.

Без системы пропорций в текстовом наборе будет много случайного.

Система пропорций строится на базовой единице. Это произвольная величина, по которой удобно выстраивать отношения элементов. Базовой единицей может быть размер логотипа, ширина окна или шаг модульной сетки. Я взял за базу высоту строчной буквы основного текста.

В типографике высота строчной буквы называется x-height.

Размер буквы определяется шириной колонки и количеством символов в строке. В хорошем наборе ширина и количество соразмерны темпу повествования. Короткие сообщения в две-три строки читаются быстро, их легче воспринимать в узкой колонке. Статьи читаются медленнее, им нужна колонка пошире.

Я веду блог в среднем темпе, абзацами по три-четыре предложения. Оптимальная ёмкость строки — 75 символов. Такой текст читается легко, но неторопливо.

Для статьи важно подобрать ритм. Длинная строка утомляет, узкая раздражает частыми переносами взгляда.

Зная ёмкость строки, ищем комфортный размер букв. Крупные буквы будут давить, мелкие — напрягать глаза. Подбираем по ощущениям и с оглядкой на блоги, которые легко читать. Мне нравятся Тинкофф-журнал, Амплифаер, Тильда и Редимаг.

Я выбрал размер в 20 пикселей. В этом размере у Lora высота строчной буквы — 10 пикселей. Ширина колонки при 72 символах в строке — 750 пикселей. Настраиваем в Фотошопе сетку, рисуем колонку и собираем набор элементов.

Всего нужны 5 стилей: основной текст, заголовок статьи, заголовок раздела, текст цитаты-врезки и служебный — для комментариев, тегов и подписей под картинками. Заголовок второго уровня я не использую.

Все размеры подгоняем по сетке. Заголовок статьи — самый крупный элемент, его строчные буквы в три раза больше букв основного набора. У заголовка раздела — в два. Расстояние между строками кратно размеру букв. Расстояние между абзацами — кратно строке с отступом.

При вёрстке соблюдаем правило близости: чтобы объекты воспринимались вместе, располагаем их рядом. Абзац ближе к своему заголовку, чем к следующему, отступы блоков меньше расстояния до границ экрана.

Готовый набор стилей. В макете с разрешением 72 dpi 1 пункт = 1 пикселю.

У Open Sans буквы чуть уже и крупнее. Чтобы шрифты в основном наборе смотрелись органично и не сбивали ритм, уменьшаем размер текста цитаты на пиксель и увеличиваем разрядку — расстояние между буквами в слове. Заголовки делаем максимально контрастными.

Lora 60/70 и Open Sans 60/70 без разрядки и 56/70 с разрядкой 0,023 em.

Полученный набор стилей переносим в CSS. Подкладываем сетку из макета, открываем отладчик и правим. Затем меняем разрешение экрана и повторяем.

Чтобы перевести разрядку из единиц Фотошопа в em, делим на 1000.
23 = 0,023 em. Другие размеры лучше указывать в пикселях, браузеры непредсказуемо округляют и набор плывёт.

Для мобильных устройств снижаем контраст и меняем пропорции: уменьшаем размер заголовков и отступов. Поля тоже уменьшим до минимально возможного значения — расстояния между строками основного набора.

Алгоритм

  1. Читаем о базовых гигиенических требованиях, разбираемся в правиле близости и методике подбора шрифтовых пар.
  2. Ищем визуальный стиль. Смотрим похожие по тематике блоги, которые приятно читать. Скриним, накладываем, сравниваем.
  3. Подбираем гармоничную шрифтовую пару. Один для заголовков и подписей, другой — для основного текста. Скачиваем и устанавливаем все шрифты на компьютер.
  4. Выбираем базовую единицу для системы пропорций. Удобно отталкиваться от размера основного текста.
  5. Рисуем сетку с шагом в базовую единицу. Её размер в пикселях или пунктах не важен, нужны только соотношения величин. На Маке рисуем в Скетче, на Виндоусе — в Индизайне или Фотошопе. В Фотошопе удобнее двигать попиксельно.
  6. Сводим все элементы к конечному числу стилей. Оптимально 5—7.
  7. Рисуем набор стилей, подбираем размеры, отступы, межстрочный интервал.
  8. Высчитываем размер базовой единицы, переводим пропорции в конечные значения в пикселях или пунктах. Пиксели точнее.
  9. Переносим в CSS. Подкладываем сетку и добиваемся сходства с макетом.
  10. Тестируем, правим, убираем сетку и публикуем.

Чтение по теме

Гигиенические требования к вёрстке в советах Бюро Горбунова.

Как выбрать шрифт объясняет арт-директор «Медузы» Сергей Сурганов. Очень упрощенно, чтобы начать ориентироваться в вопросе.

О шрифтовых парах в Школе Редимага.

Why website body text should be bigger, and ways to optimize it — почему размер шрифта нужно увеличивать. Доступно и убедительно на простом английском.

Типографика и вёрстка — книга Горбунова по платной подписке. Раз прочесть стоит.

Как очистить квартиру от негативной энергии

Написал небольшую обзорную статью на основе авторских черновиков. Предназначается для широкого круга читателей, не увлекающихся вопросами выживания в техногенной среде.

Статья для «Вконтакта», поэтому текст без иллюстраций и обвесов.

Исходный текст и ссылки на публикации — в гугл-доке.

Как очистить квартиру от негативной энергии при помощи рационального мышления и школьных знаний физики

Если вы возвращаетесь домой, и на вас сразу наваливается усталость, аритмия и головные боли, — с вашим домом что-то не так. В мире полно незримых вещей и явлений, влияющих на наше тело и разум. И если вам кажется, что на вас влияет что-то негативное, скорее всего, так и есть.

Но прежде чем жечь сандал, звать батюшку и делать перепланировку по фен-шую, давайте рассмотрим возможные причины, не выходящие за рамки научной картины мира.

Кратко пройдем по уже разобранным в интернете и подробнее остановимся на менее известных явлениях.

1. Радиация

Практически все вокруг излучает слабую радиацию. Это ионизирующее излучение безвредно и организм прекрасно справляется с его воздействием. Но некоторые предметы могут фонить больше обычного. Чаще всего это изделия из природного камня, кирпич, арматура, отделочные панели и плитки из натуральных материалов.

В стройматериалы попадает радиоактивный лом и песок. Особенно рядом с областями, где проводились ядерные испытания.

Топаз, агат, турмалин и аметист ярче блестят после облучения радиацией. Этим пользуются мошенники, облучая камни перед продажей. А некоторые виды хрусталя, гелиодора и целестина иногда обладают повышенным фоном сами по себе.

Как проверить: дозиметром. Норма — 10—40 микрорентген в час. Предел допустимой мощности излучения — 50 мкР/ч.
Что делать: позвонить в МЧС или хранить особо ценные вещи в свинцовой коробочке. Старайтесь максимально сократить время контакта с радиоактивными предметами.

2. Вредные вещества

Компьютеры понижают влажность, фен и обогреватели сжигают пыль, наполняя воздух мельчайшей сажей. Может подтекать фреон из холодильника или бытовой газ из плиты. Но особое внимание обратите на новую мебель. Современную мебель делают из ДСП — опилок, склеенных смолой. Эта смола сохнет 14 лет и первые полтора года из неё интенсивно выделяется формальдегид.

Формальдегид официально признан канцерогеном. Это токсичное вещество способно вызывать раковые заболевания. Оно раздражает слизистые оболочки, кожу и центральную нервную систему. При высокой концентрации возможны приступы астмы.

Как проверить: специальными приборами. Но лучше доверять своим ощущениям. Чувствуете странные запахи — проветривайте.
Что делать: чаще проветривать квартиру и не держать всю новую мебель в жилой комнате.

3. Сильные электромагнитные поля

Негативное влияние мощного электромагнитного излучения хорошо изучено: под его действием в организме начинается движение ионов, выделяется тепловая энергия и нарушается работа клеточных мембран. Этот эффект применяют локально и дозировано в лечебных целях, но без контроля он способен серьезно навредить.

Опасаемся всего, что излучает мощные электромагнитные поля и работает на высоких частотах: микроволновок, сотовых телефонов, ноутбуков, ретрансляторов сотовой связи, мощных передатчиков и роутеров. Следите, чтобы рядом с головой не проходили провода, питающие работающие приборы большой мощности: стиральную машину, электроинструменты.

Как проверить: специальным прибором. Купите бытовой индикатор электромагнитных излучений, показывающий превышение нормы, и пройдитесь по квартире.
Что делать: держаться подальше, мощность поля падает с квадратом расстояния. Не стойте ближе метра от работающей микроволновки, чаще пользуйтесь громкой связью и не держите долго руки на клавиатуре ноутбука. Выбирайте приборы с сертификатами соответствия санитарным нормам. Изучите тему. В интернете подробно описано, как переставить мебель, на каком расстояние стоять, на что обращать внимание.

4. Информационная составляющая электромагнитных волн

Любая волна способна переносить информацию. Информация кодируется в волне изменением частоты или высоты гребня — амплитудой. Если у волны изменяется одна из этих характеристик, говорят, что волна модулирована и обладает информационной составляющей.

Действие информационной составляющей на живые организмы изучено недостаточно. Установлено, что высокочастотное излучение с амплитудной модуляцией влияет на системы органов и клеточные структуры. На этом принципе работают приборы бесконтактной биорезонансной терапии. Но точно сказать, как действует на здоровье произвольное излучение пока нельзя.

Даже излучение мизерной мощности успешно передаёт информацию. И чем выше частота, тем эффективнее её воздействие. Приборы информационно-волновой терапии «Порог-1» и «Минитаг» работают на мощности в 10-17 ватт. Это стомиллионная часть миллиардной доли ватта. Для сравнения, в трех метрах от роутера мощность сигнала составит 3,5×10-6 ватт. Это в 100 000 000 000 меньше.

Вокруг нас много источников излучений с информационной составляющей. Проходя сквозь стены и предметы, эти волны ослабляются, отражаются, складываются. Изменяется составляющая сигнала, могут возникать зоны с глубокой модуляцией. Их действие на организм непредсказуемо: они могут быть нейтральными, полезными или вредоносными. Пока мы не научились точно определять, как различные сигналы изменяют работу клеток, разумно считать такие зоны потенциально вредными. Чтобы снизить риск, в этих зонах не стоит долго находиться.

Как проверить: специальных приборов для определения излучений с вредной информационной составляющей автор не встречал. Частично могут помочь детекторы «жучков». Выбирайте наиболее чувствительные и широкополосные, с верхней частотой от 6—8 гигагерц.
Что делать: определив зоны с вредной модуляцией, не находитесь там долго. Переставьте кровать, сдвиньте кресло, сделайте перепланировку.

Запомнить

  1. Проверьте дозиметром драгоценные камни, стены и плитку. Радиоактивные предметы нужно сдать в МЧС или изолировать.
  2. Регулярно проветривайте помещение и не спите в комнате с новой мебелью.
  3. Проверьте работающие приборы индикатором электромагнитных излучений. Стойте подальше от мощных приборов и смотрите на сертификаты перед покупкой.
  4. Купите детектор «жучков» и избегайте потенциально вредных зон.

Текст аудиоролика — открытие Катка на Гостинке

Искатели приключений летом строят веревочные парки, а зимой организуют каток в самом посещаемом месте Уфы — на площади перед Гостиным двором. Я написал текст рекламного ролика на радио. Расскажу, как все устроено, и покажу, что получилось.

Ролик короткий, 25 секунд. Нужно рассказать, где и когда он открывается и что будет в программе.

Для начала собираю требования к ролику и информацию о катке. Читаю пресс-релиз и группу катка Вконтакте. Пишу в гугл-доке понимание задачи.

Читаю интернет, освежаю знания о специфике рекламы на радио. Слушаю примеры роликов, выбираю тон сообщения, чтобы ролик выделялся на фоне остальных. Считаю оптимальное количество слов и пишу первый черновик.

В субботу, семнадцатого декабря арт-каток на Гостином дворе торжественно открывает сезон коньков и хорошего настроения!
Уютная атмосфера и новые знакомства, игры и конкурсы для детей, огненное шоу от Театра Огня, танцевальный флешмоб и мастер-класс от студии фигурного катания. Море звука и цвета, а также призы и подарки!
Встречаемся на Гостином дворе, семнадцатого декабря, в пять вечера.

По структуре ролик похож на новостную заметку: сильное начало и суть сообщения, подробности в середине и закрепление важного в конце. В описании делаю упор на живые образы, дающие простор фантазии: шоу огня, море звука, новые знакомства. Они создают ожидание и интригу.

Дату повторяю два раза, время — один раз в конце. «Пять вечера» удобнее «семнадцати ноль-ноль» и лучше запоминается. Несколько раз читаю вслух: проверяю звучание и место для акцентов и интонаций диктора. Вроде все хорошо. Показываю заказчику, обсуждаем и правим.

Согласование — самая волнующая часть. В ходе обсуждения и правок мы выясняем новые подробности, уточняем детали, выбираем тон сообщения. Так черновик отбрасывает хвост и превращается в рабочий текст. Без замечаний заказчика хорошо написать не получится.

Решаем чуть снизить торжественность и убрать про торжественное открытие, исправить цвет на свет. Обращаю внимание на удачное совпадение даты и времени начала. Получается смысловая рифма, которая хорошо запоминается: 17 — 17.

Текст уходит на радио, юристы просят добавить возрастную категорию и убрать про конкурсы, призы и подарки. Убираем, получается так:

В субботу, семнадцатого декабря каток на Гостином дворе открывает долгожданный сезон коньков и хорошего настроения!
Уютная атмосфера и новые знакомства, игры для детей, огненное шоу от Театра Огня, танцевальный флешмоб и мастер-класс от студии фигурного катания. Море звука и света!
Встречаемся на Гостином дворе, семнадцатого декабря, в семнадцать часов. Категория 0+

Потом радио добавляет упоминание о своем участии, ролик записывают и пускают в эфир. По телу разливается приятное тепло :-)

Материалы по проекту

Понимание задачи, черновик и текст ролика

Пресс-релиз Катка на Гостинке

Группа Катка Вконтакте

Что нужно знать авторам о любительских рецензиях

Великий секрет гуманитариев: как найти скрытый смысл самому и убедить остальных.

Когда я учился на педагога и писал стихи, меня завораживали аналитические рецензии критиков. Они не были литературоведами или состоявшимися писателями, но умели излагать красиво и складно. Их уверенный тон и способность вскрывать потаенные пласты авторского замысла не оставляли сомнений в особом таланте к анализу. Я так не умел и расстраивался.

Но я не знал секрета.

Секрет в том, что анализ художественного произведения сам является художественным произведением. Критик разбирает авторский текст на составляющие, ищет связи между ними, трактует образы и дает комментарии на основе своих знаний и культурного опыта. Нет ничего субъективнее трактовки художественного текста, а поле литературного анализа затянуто туманом и усеяно обломками копий.

Из этого следует простой вывод:

Когда критик претендует на эксклюзивное понимание универсальных истин и внутреннего мира автора — он шарлатан.

Скрытый смысл всегда можно придумать, а чтобы за анализом признали глубину, напустить тумана и нагромоздить риторических умозаключений. Настоящие критики стремятся к простому и ясному изложению, их предмет и без того сложен и глубок. Усложняют те, кому нечего сказать по существу. Такой аналитик наделяет знакомые слова новыми значениями, академично и многословно пишет о том, в чем читатель гарантированно не разбирается. Нетрудно разглядеть, что за этим наукообразием скрыта обычная риторика, поверхностная эрудиция и постмодернистское жонглирование понятиями.

Попробую показать, как это бывает.

Одухотворенность Бытия в дискурсе негативистического романтизма

Итак, рассмотрим нижеследующий стихотворный, с позволения сказать, отрывок, чье авторство нас с вами в данном случае совершенно не интересует. Из соображений нравственности он приводится с некоторой корректурой: заменой букв символом решётки.

Если спросит рать святая:
— Чем тебя Мир зае#ал?
Я отвечу, что не знаю,
Чем меня мир зае#ал…

Пусть вас не смущает кажущаяся простота этого произведения, которое, как кажется, написано из озорства и от безделья. За его внешней простотой лежит неожиданная глубина. Лирический герой, как авторское воплощение в тексте, является нам в образе юродивого, отвергаемого и гонимого. Автор, подражая стилю известного русского поэта, сознательно вкладывает в знакомые с детства глубоко лиричные строки всю желчь и яд, всё своё недовольство миром и Миром в целом. Свою природу пророка-безумца он поясняет во второй сроке, обращаясь к лирическому герою от лица божественных сил, в лице которых Мир выражает ему своё признание. Своим вопросом он как бы выражает стремление к примирению и озадаченность чувствами героя.

Фантазия на тему «если меня спросят, я отвечу, что...» служит в данном случае как бы выражением и оправданием своей позиции и убежденности. Это аллюзия на вдохновлённую преданность героя произведения, параллель которому строит автор. Так, в первоисточнике на предложение «кинуть», оставить Русь, в пользу Рая, обетованной земли, герой отвечает отказом, проявляя, таким образом, свою искреннюю преданность и любовь к Родине. В нашем же случае герой также остаётся верен своим убеждениям и не отказывается от негативизма, даже будучи уличенным в его необоснованности и несостоятельности своего конфликта с Мирозданием.

Следует обратить внимание и на показной примитивизм рифмы, выстроенной на практически идентичном повторении второй и четвёртой строк. После Гумилева, Пушкина и Хлебникова написать две одинаковые строки, да еще и построить на них вторичный ритмический рисунок мог только весьма уверенный в себе поэт, в полной мере овладевший ремеслом и переросший страх перед близорукой критикой.

В пользу этого предположения говорит использование грубой производной одной из ключевых единиц ненормативной лексики — глагола «еб#ть». Автор лишь с первого взгляда преследует цель ошеломить читателя эпатажным, гротескным контрастом вульгарного и высокого. Отнюдь. Сочетая их, автор не столько вкладывает в простое и грубое выражение новый смысл, сколько раскрывает в создаваемом контрасте смысл глубинный, незримый доселе.

«Зае#анность» для него — не просто психоэмоциональная усталость в результате продолжительных утомляющих бесполезных воздействий. Автор идёт дальше, обращаясь к базисным понятиям. Если мы заглянем чуть глубже, нам станет очевиден авторский замысел, а простая усталость от бесполезных навязанных действий окажется усталостью экзистенциальной, накопленной в результате безрезультатных попыток обретения гармонии. Немаловажен здесь субъект воздействия — Мир, Вселенная. Именно действия Мира, направленные на соитие (а соитие символизирует обретение гармонии двух различных созданий на психофизическом уровне Бытия), приводят к безрадостному состоянию усталости и безысходности лирического героя, у которого эти попытки не находят должного отклика. Таким образом, автор не только наделяет Мир душой и сознанием, он указывает на его слепое стремление к гармонии, а значит, не побоюсь такой формулировки, и на стремление к Любви любой ценой.

Еще почитать

Оригинальное стихотворение Сергея Есенина.

Что хотел сказать автор — Саша Волкова о школе.

Разоблачение постмодернизма: Ричард Докинз об интеллектуальных уловках и меташатаниях философов — все по-взрослому.

Безумный Макс. Путеводитель по Базовым Перинатальным Матрицам — статья Егора Каропы. Бензак, аквакола и теории Станислава Грофа, разбавленные красивыми кадрами из фильма. Не совсем по теме, но Безумный Макс же!

Благодарности

Динаре, Юлии, Кириллу и несравненному Д.Б. за критику, терпение и поддержку.

Сетевой маркетинг, поэзия и немного драматизма

Товарищ прислал объявление сетевиков, которое бережно хранит в ящике стола. По его словам, оно вдохновляет и вселяет надежду в часы отчаянья. Не знаю, действовали ли автор сознательно или творил по наитию, но результат вполне заслуживает внимания. Объявление невыносимо прекрасно и, хотя каждое слово в нем кричит о дешевом разводе, исполнено своеобразной поэзии. И вот почему.

Визуальный ритм

Если не обращать внимания на слипшиеся строки и пять разных стилей текста, в верстке прослеживается неслучайный визуальный ритм.

Первая часть сообщения набрана крупно, жирным капсом. Большой кричащий заголовок привлекает внимание, его видно издалека. Ниже, без паузы, идут семь ёмких слов, выражающих суть. Затем визуальный ритм меняется. Строка курсивом создаёт контраст и разбивает монотонность набора сверху и снизу. Без курсива все бы слиплось в одну рыхлую колонку. Ну, слиплось бы еще больше, чем сейчас.

После идет работа с возражениями в два коротких предложения и блок контактов. Даже неверный формат телефонного номера работает на композицию: поскольку строки стоят близко друг другу, первые два дефиса помогают прочитать номер как одно целое. Имя и фамилия набраны курсивом в две строки, что опять создаёт контраст и сменяет ритм.

Похоже, что автор сознательно пренебрегает знаками препинания, оставляя всего одну точку в стратегическом месте. Обучу лично, точка. Никаких сносок и дополнительных условий. Прочие знаки препинания опущены, чтобы не добавлять визуального шума. Если мы добавим к слову «розыск» восклицательный знак, первый блок уже не будет выровнен по буквам, у первой строки сместится центр тяжести и композиция ослабнет.

Образы

Текст исполнен романтичных и абстрактных образов. Это такие клише, которые легко представить, но каждый понимает их по-своему. Хрупкая дама, надежный помощник в бизнес, достойные деньги, серьезный труд — вот это все. Вроде понятно о чем речь, но нет четкого определения. Это помогает автору создать текст, открытый для толкования. Такой подход опирается не на рациональный опыт, как какой-нибудь инфотекст, и не на формальные приёмы, как продающий копирайтинг. Автор оперирует с эмоционально-образным опытом, обитающем где-то в древних отделах мозга, там, где пещеры, мамонты и мифологическое мышление.

Если отключить файервол рационализма, из подсознания поползут сильные картины: femme fatal под личиной бизнес-леди, о которой нужно заботиться, достойные $$$ без запятых и ответственные задания, к которым тебя подготовят в процессе персонального обучения. Так и до неонуара недалеко.

Если увлечься, вся эта дичь выстроится в картину иной жизни, исполненной смысла. Представьте, что кому-то в этом мире понадобились не ваши деньги, время или навыки, а ваша лучшая часть, сокрытая до срока от насмешливых окружающих. Хрупкой, но умудренной жизнью бизнес-леди в районе 30—45 нужен рыцарь-джентльмен с богатым внутренним миром. Преданного и ответственного человека найти тяжело, поэтому опыт ведения бизнеса не важен. Такой опыт либо есть у всех, либо ему можно обучить. Важен опыт иного рода, опыт рыцарского сердца.

Вот это и есть поэзия: ритм, образы и обращение к мечтателю в каждом.

Новый сайт «Искателей приключений»

Запустили новый сайт «Искателей приключений».

«Искатели» строят и запускают веревочные парки, развивают собственную сеть «Гамми» и приглашают начинающих предпринимателей к сотрудничеству.

Новый сайт рассказывает об опыте и проектах «Искателей», помогает выбрать тип парка и оценить ожидаемую прибыль.

У старого сайта были проблемы с изложением и структурой. На главной странице скакали иерархия элементов и их плотность, отчего было не понятно куда смотреть. Вместо связного рассказа о команде и её преимуществах — ссылки на промостраницы, а перечень типовых проектов жил в отдельном интернет-магазине, и никак не был связан с каталогом готовых парков.

Для новой версии я переработал концепцию и структуру страниц. Прописал пользовательские сценарии. Составил ТЗ, помог с согласованием дизайна и версткой макетов. Написал и оформил текст, расставил акценты в изложении и безжалостно выкинул лишнее.

Сравните старую и новую главные страницы:

В следующей версии допилим адаптивный дизайн, допишем статьи о работе и экономике парков, добавим разных пирогов и все, что пришлось пофлексить.

Сайт наполняется заказчиком. Для сохранения стиля написана простая редполитика с примерами.

Вместе со мной над проектом работали

Иван Остривной — IT-менеджер проекта и тестировщик. Профиль ВК.

Виталий Чудов — дизайн. Пишите ему на почту.

Кирилл Кузнецов — PHP, JS, CSS и настойка MODX. Профиль на Фрилансере.

Иван Каденюк — первоначальная верстка.

Александр Бурдуковский — верстка раскрывающейся плашки типовых проектов. Профиль на Фрилансере.

Описание квартиры для Авито

Сделал тестовое задание для SATO — написал текст объявления, рассказывающий о квартире и сервисе.

SATO — инвестор в жилую недвижимость, сдаёт в аренду собственные квартиры в Санкт-Петербурге и крупных городах Финляндии.

Компания размещается на Авито и ищет писателя, который сделает «продающие объявления» из описаний квартир на сайте. Целевая аудитория ценит комфорт и сервис, это обеспеченные студенты, экспаты, представители творческих профессий и руководители среднего звена. Из пожеланий — взять за пример стиль агентства RedAppleRealty.

Мой вариант похвалили за раскрытие сути.

Задача текста — рассказать то, что нельзя понять из фотографий и стандартной карточки Авито. Текст помогает читателю представить жизнь в квартире, опираясь на знакомые ситуации и ощущения: ходить босиком по прохладному полу, ставить велосипед в прихожей, ездить с детской коляской в грузовом лифте.

Чтобы описать квартиру глазами клиента, я изучил описание на сайте SATO, схему квартиры, фотографии, карты и панорамы района. Посчитал расстояния до метро, парков и магазинов в минутах хода пешком.

На фотографиях нет вида из окна, но по карте понятно, что в окне виден соседний дом. Если правильно сформулировать, это обстоятельство превращается в преимущество:

Окна выходят во двор, на запад. Напротив — жилой комплекс «Времена года», от его окон отражается свет, поэтому в квартире светло, но не жарко. Прямые лучи солнца попадают в окна только вечером.

Чтобы понять, как текст выглядит в реальности, я изучил типичные объявления о сдаче квартир, поля в карточке Авито, ширину текстового поля и размер шрифта. Чтобы проверить, не отсекается ли часть текста при публикации, заполнил черновик объявления.

Текст написал в Ворде, настроив поля и шрифт под формат объявления: 100 символов в ширину, Arial 10,5 pt. Это помогает контролировать смысловой перенос слов, перенос строк и деление текста на абзацы.

Привязал предлоги и союзы к следующему слову неразрывным пробелом (alt+0160), чтобы они не повисали в конце строки.

Это черновой текст, он показывает стиль и идею подачи материала. Некоторые подробности выдуманы, а структура изложения примерна. Для чистового текста нужно больше сведений о квартире и о вопросах, которые чаще всего задают потенциальные клиенты.

Текст объявления в PDF на гугл-диске.

Рерайт №5. Главная страница Орфограммки

Орфограммка — сервис проверки правописания и стилистики. Находит ошибки, которые пропускает Ворд и Гугл-док.

Вот её главная страница в 2016 году:

В 2019 они переделали главную, и большая часть критики к странице уже не применима :3

Формально все на месте. Заголовок объясняет что это, картинка показывает, текст раскрывает подробности, а кнопки предлагают дальнейшие действия.

Попробуем разобраться, что не так и как сделать лучше из того, что есть. Начнем с кнопок и текста, потом разберем картинку и нарисуем свой вариант.

Кнопки

Кнопки стоят в ряд и не подсказывают, какое действие главное: поддержать, посмотреть или проверить.

Действия кнопок разнородны. Если «посмотреть пример» и «проверить» относятся к работе с текстом, то «поддержать проект» — нет.

Предположим, что главное действие на первой странице — пригласить пользователя к самостоятельной работе с программой. Эту кнопку сделаем крупнее и отделим её от других элементов пустым пространством.

«Поддержать» перенесем в раздел «О нас». Орфограммка платная и давно вышла из возраста стартапа. Если проекту нужна поддержка, расскажем об этом подробнее и в уместном контексте.

Кнопку «Посмотреть пример» тоже уберем. Лучше сделать ссылку на страницу с примерами или поставить вместо картинки видео с работой в программе.

Текст

Почитаем внимательнее.

Орфограммка — это интеллектуальный веб-сервис проверки орфографии, грамматики, пунктуации и стилистики. Всего за несколько секунд она проверит ваш текст на ошибки, подробно расскажет об их происхождении и предложит варианты исправления.
Также она проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие требованиям ГОСТа.
Специальное предложение для пользователей сервиса Дневник.ру: скорее прочитать
А ещё у Орфограммки появилась партнёрская программа!

Попробуем убрать туманное «интеллектуальный веб-сервис» и добавить описание действий:

Орфограммка проверяет орфографию, грамматику, пунктуацию и стилистику.

Получилось сухое перечисление. Хочется, чтобы продукт не просто выполнял функции, а повышал качество жизни. Вернем про сервис и разобьем описание на пользу и конкретные функции.

Орфограммка — сервис, который помогает писать грамотно и красиво. Проверяет орфографию, грамматику, пунктуацию и стилистику.

Не идеально, но жизнь в этом есть. Идем дальше.

Всего за несколько секунд она проверит ваш текст на ошибки, подробно расскажет об их происхождении и предложит варианты исправления.

На картинке 2 минуты, а в тексте несколько секунд. Про две минуты писать не хочется, уберем из текста упоминание времени вообще. Процесс проверки раскроем подробнее:

Выделяет ошибки, объясняет их суть и предлагает варианты исправления.

Чего-то не хватает. Изучаем сервис, читаем справку и добавляем неочевидные фичи. Про курсовые и дипломы переносим туда же.

Орфограммка находит опечатки, проверяет имена собственные, названия теорем, открытий и алгоритмов. Проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие ГОСТу.

Последние два предложения выглядят прилепленными. Как будто писали разные люди в разное время. Первое предложение сухо информативно, второе — игривое и в новостном стиле.

Специальное предложение для пользователей сервиса Дневник.ру: скорее прочитать
А ещё у Орфограммки появилась партнёрская программа!

Текст ссылок не сообщает для кого это и куда ссылка ведет. Почитаем о специальном предложении и партнерской программе, выделим главное:

Специальное предложение для пользователей Дневника.ру
Партнёрская программа для организаций и предпринимателей.

Выглядит спорно, но стало понятнее, кому кликать. Соберем все вместе:

Орфограммка — сервис, который помогает писать грамотно и красиво. Проверяет орфографию, грамматику, пунктуацию и стилистику. Выделяет ошибки, объясняет их суть и предлагает варианты исправления. Находит опечатки, проверяет имена собственные, названия теорем, открытий и алгоритмов. Проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие ГОСТу.
Специальное предложение для пользователей Дневника.ру
Партнёрская программа для организаций и предпринимателей.

Получилось жестко — бам-бам-бам, одни глаголы, — но теперь мы знаем, что Орфограммка умеет.

Картинка

Если вы забыли и вам лень крутить, на картинке изображена девушка-филолог с книгой о русском языке, абстрактный документ до и после, секундомер и перечень проверки.

Формально картинка объясняет, что перед нами и как работает. Но можно сделать конкретнее и нагляднее. Чтобы не нудить о вреде абстракции и пользе наглядности, приведу пример познания через непосредственный опыт.

Дзенская притча о кувшине воды
Новому монастырю требовался наставник. Чтобы выявить самого способного, настоятель собрал монахов, поставил перед ними кувшин с водой и спросил:
— Скажите, что это такое, не называя это кувшином.
Монахи принялись перебирать: чем нельзя назвать кувшин, на что он похож и на что не похож. Пока они гадали, повар молча пнул кувшин и разлил воду.

Наглядная демонстрация хорошо работает.

Чтобы показать Орфограммку в работе, пнём кувшин: скормим ей текст с ошибками и покажем, как она его обработает.

Результат

Соберем все вместе, расставим, продумаем акценты. Перепишем первое предложение под заголовок, а «сервис» перенесем в начало абзаца. Ссылки на спец. предложение и партнерку оформим отдельными блоками. Проредим и приглушим социальные кнопки.

Стало и было:

Картинка в натуральную величину.

Чтение по теме

Как ставить ссылки — Максим Ильяхов о гигиене ссылок и привлечении внимания.

Лучший способ убедить читателя — дать ему убедиться самому. Совет Бюро.

Убеждающий веб-дизайн — статья на Хабре.

Плоть и кости дзен: опрокинутый кувшин — оригинальный текст притчи. Выше приведена адаптированная версия.

«Искатели приключений» — письмо клиенту

«Искатели Приключений» строят веревочные парки и помогают их владельцам развивать бизнес.

Я написал «Искателям» письмо для клиента, оставившего заявку на сайте. Новое письмо рассказывает о работе компании, используемых материалах, этапах создания парка и методе расчета планируемой выручки.

Чтобы читатель проще ориентировался, текст разбит на тематические блоки.

Было

Стало

Новое письмо четче структурировано и в два раза длиннее:

Текст письма в гугл-доке

Как настроить оформление текста в Blogger

Я добрался до вёрстки статей в корпоративном блоге, настроил интерлиньяж и делюсь опытом.

Витторе Карпаччо «Святой Георгий и Дракон», 16 век. Дракон символизирует хаос и уродство корпоративной безблагодатности, а святой Георгий — систему, состоящую из взаимосвязанных компонент: мужика, копья, доспехов и лошади. Дама, взирающая на поединок, символизирует автора статей — юриста Алину. Алина, привет!

Каждый четверг в блоге FreshDoc выходит статья с советами юриста.

Три месяца я только редактировал черновики юристов и не мог повлиять на оформление. Результат выглядел плохо, я изводил коллег нытьём о нормах вёрстки, свисающих союзах, добре и красоте. Теперь мне доверили публикацию, я получил доступ к админке и оторвался, как мог.

Сегодня я расскажу: что и почему было не в порядке, как я это исправил и что еще я бы сделал, чтобы настала благодать.

Дисклеймер. В статьях встречается продающий текст. Это не редактура, это маркетинг. Отнеситесь с пониманием. Когда-нибудь мы от него избавимся.

Проблема

Блог размещен на веб-сервисе Blogger. Статьи пишут и редактируют в Гугл-доке, а потом вставляют в режиме визуального редактирования. Из-за этого вид статей непредсказуемо разнится:

Визуальный редактор Bloggera примитивен, в нем нельзя создать единый набор стилей. Изменить криво оформленный текст в редакторе не выйдет. Поплывут отступы, изменится расстояние между строками и абзацами. Точно задавать отступы редактор не даёт, это доступно только в режиме правки HTML. Чтобы привести все статьи к единому виду без трудоёмкой правки кода, придётся загнать их в Ворд, отформатировать и скопировать назад. А если позднее дизайн блога изменится, придётся переделывать.

Решение

Чтобы победить хаос и уродство, мало придумать метод. Нужна система.

Текст в блоге размечен HTML-тегами, делящими текст на заголовки, абзацы и списки. Внешний вид этих элементов определяется специальными правилами — таблицами стилей CSS.

Blogger позволяет задавать стили для всего блога. Но визуальный редактор вставляет правила оформления непосредственно в HTML-теги, после чего изменить их внешний вид через единый CSS уже нельзя. Разделим текст и правила оформления: напишем таблицу стилей и придумаем метод разметки текста.

Таблицу стилей необязательно писать с нуля. Можно оформить текст в Ворде или Гугл-доке, скопировать в Blogger и посмотреть, какими правилами задано оформление в режиме правки HTML.

Размечать текст HTML-тегами вручную трудоёмко. Нужна автоматизация. Кроме этого, в тексте нужно расставлять неразрывные пробелы — служебные символы, сцепляющие два слова вместе. Это нужно для привязки союзов к следующему слову и разделения чисел на разряды.

Полностью автоматизировать этот процесс доступными инструментами не получится, поэтому сведем количество ручных операций к минимуму. Последовательность действий и нужные инструменты опишем в инструкции, чтобы не привязывать процесс к одному исполнителю.

Технология

Текст статьи редактируем в специальном шаблоне Ворда со стилями, похожими на стили в блоге. Это помогает понять, где ставить ссылки, чтобы они не разрывались переносом строки, и следить за формой правого края абзаца. Хотя текст выровнен влево, правый край не должен выглядеть рваным и хаотичным (на картинке именно так).

Текст в шаблоне я правлю в режиме отображения служебных знаков, обозначающих пробел, абзац и заголовки. Чтобы подготовить шаблон, я подобрал размер шрифта так, чтобы на строке помещалось 72 символа с пробелами. При такой длине стоит увеличить расстояние между строками, чтобы текст было легче читать.

Готовый текст преобразовываем в «чистый HTML». Сохраняем разметку абзацев и гиперссылок, но убираем встроенные в теги стили. После этого текст слушается CSS.

Получившийся текст с тегами отправляем в «Типограф». Он корректно расставляет неразрывные пробелы, правильные кавычки и заменяет дефисы на тире. Обработанный текст предсказуемо ведёт себя при любой ширине колонки, если в будущем она изменится.

Копируем текст в Блокнот и размечаем заголовки тегами <H*>. В статье максимум три уровня заголовков. Первый — заголовок статьи, второй — раздела, а третий — строчный, с него начинается абзац. Если в популярной статье больше, её нужно переписать.

Не правьте HTML в Гугл-доке. Он заменяет латинские кавычки спецсимволами, их браузер не понимает.

Теперь организуем логические блоки.

Не переключаясь в режим визуального форматирования, вставляем картинки, помещаем их в контейнер <div class=”el_pic”> </div>. Для картинок прописаны отступы от текста, но можно добавить и других правил. Например, чтобы они растягивались по ширине колонки.

Размечаем фактоиды контейнерами <div class=”el_fact”> </div>. Фактоиды — выводы или цитаты, на которые редактор хочет обратить внимание читателя. Фактоид помогают разбить скучную портянку на небольшие блоки. В такой статье читателю проще ориентироваться, и выше вероятность, что он прочитает её до конца.

Организуем маркированные списки <UL>. Теги списка помещаем внутри тегов <P> и </P>. Логически список — это длинное предложение, для удобства чтения разбитое на строки. Отступ между описательным предложением и элементами списка не нужен. Маркеры списка заменяю на короткое тире и делаю его чуть светлее цвета основного текста. Так маркеры опрятны, помогают читать и не мешают. Для списков с перечнем гиперссылок предусмотрен стиль lnk, с увеличенным расстоянием между пунктами, чтобы по ссылкам было легче попадать курсором или пальцем.

Акронимы типа ОСАГО или ДТП заключаем в теги <acronym></acronym>. Акронимы состоят из заглавных, которые нужно разряжать — увеличивать расстояние между буквами. Такой акроним выглядит красиво и его проще читать. Это едва уловимая деталь добавляет редакторского пафоса.

Помещаем статью в родительский контейнер <div class=”editore”> </div>. Таблица стилей действует только на текст внутри этого контейнера, чтобы правила не ломали стили других элементов страницы. Это называется инкапсуляцией правил оформления.

Вставляем в запись блога в режиме редактирования кода, сохраняем, просматриваем, правим—дотягиваем. Ура! Главное — не переключаться в режим визуального редактирования. Он сломает разметку и придется вставлять подготовленный текст заново.

Вот как выглядит верстка текста из Ворда в сравнении с полученным результатом:

Что еще надо бы сделать

  • Переделать под новое оформление остальные статьи. На это нужно время, а его нет. По крайне мере, новые материалы будут выходить по технологии.
  • Сделать блогу нормальный дизайн. Его внешний вид за пределами добра и зла.
  • Подобрать гармоничную шрифтовую пару. Calibri и Cambria — не самое удачное сочетание.
  • Доделать CSS. Статья уже выглядит неплохо, но в стилях не хватает системности: гармоничных соотношений между размером шрифта и отступами. Еще не помешает привести единицы размеров к относительным величинам, привязанным к размеру шрифта.
  • Начать подбирать небанальные картинки и вменяемо их оформлять. Возможно, я доберусь и до них.

Ссылки по теме

Текстовый файл с таблицей стилей — для любопытствующих.

О программе «Типограф».

Convert Word documents to Clean HTML — чистит теги, заменяет <b> на <strong>, а <i> на <em>.

Гигиенические требования к вёрстке в Советах Бюро Горбунова. Редактор не может не уметь верстать, потому что вёрстка — единственная физическая форма текста. Работа редактора — космос.

Ранее Ctrl + ↓
UX