Виталий Филатов

о тексте, смысле и красоте

Рерайт: как позвонить в квартиру

Разбираемся в визуальном контрасте, иерархии и сценариях на примере короткой инструкции к домофону.

В геометрическом центре Уфы построили жилой комплекс «Идель Тауэр» с небоскрёбом, подземной парковкой и забором. На входе висит домофон с инструкцией вызова квартиры:

В комплексе три здания с общим адресом и нумерацией квартир. Чтобы позвонить в квартиру с улицы, нужно указать подъезд через #. Остальные домофоны стоят в подъездах.

Определять подъезд по номеру квартиры просто, с этим справится даже детский электронный конструктор. Конкретно этот домофон просто не предусматривает сквозной нумерации квартир в отдельных зданиях, но умеет перенаправлять вызов, как офисная АТС.

Изменить или заменить домофон мы не можем, поэтому работаем с инструкцией. Попробуем сделать её проще для восприятия.

Собираем проблемы

У текста нет видимой структуры. Чтобы понять суть, табличку приходится читать последовательно. Немного помогает деление на блоки, но текст всё равно сливается в полотно и разбираться в нём не хочется.

Чтобы проверить структуру, достаточно посмотреть на текст издалека или без очков. Если всё выглядит монотонно, структура плохая.

При беглом взгляде табличка похожа на какое-то объявление администрации

Непонятно, для кого эта инструкция. В заголовке обращаются к жителям, в тексте объясняют, как позвонить консьержу и в квартиру. Есть гипотеза, что после канцелярского обращения «Уважаемые…» включится булщит-фильтр и читатель решит не тратить время.

Таблички часто начинают с крупных «Внимание!» и «Уважаемые…», потому что это работает в устной речи. В письменной речи вниманием управляют заголовки, поэтому лучше писать крупно саму суть: Не паркуйтесь у ворот, скорая не сможет подъехать.

Инструкция описывает функции домофона, а не сценарии его использования. Читателю нужно изучить текст и самостоятельно решить, как именно он попадёт внутрь.

Изучаем сценарии

У нас три группы пользователей: жильцы, гости и различные службы. Жильцы заходят по магнитному ключу, почтальона пустит консьерж, а гости звонят в конкретную квартиру. Получается три сценария:

  1. Позвонить в квартиру
  2. Вызвать консьержа
  3. Открыть дверь ключом

Сценарий с ключом кажется лишним: жильцы и так знают, что куда прикладывать. Но жильцы могут передавать ключи. Например, бабушке, чтобы она присмотрела за котом, пока его хозяин в отъезде. Поэтому про ключ можно оставить.

Звонок в квартиру — самый сложный сценарий. Нужно объяснить порядок набора и показать таблицу с делением квартир по подъездам и секциям:

Секции А, Б и В — это строительная маркировка, 2 — вторая очередь строительства. Жители привыкли к номерам секций, поэтому их стоит оставить. Возможно, кто-то так и говорит гостям: 501 квартира в 2В.

Вызов консьержа и использование ключа элементарные сценарии. Объяснять особо ничего не нужно, просто нарисуем, куда смотреть. Пожилым и рассеянным людям будет проще сориентироваться.

Была мысль добавить наклеек на сам домофон. Но наклейки нужно напечатать и ровно наклеить, они выцветают и отслаиваются, их будут ковырять дети. Домофон не такой сложный, чтобы польза разметки перевесила хлопоты.

Пишем текст и рисуем

Делим текст на сценарии, выделяем заголовки, собираем номера квартир и подъезды в табличку, рисуем иллюстрации.

Получается так:

Стало и было

Процесс по шагам в Фигмe

Обсуждение в ВК

 1834   2020   верстка   рерайт