Виталий Филатов

о тексте, смысле и красоте

Избранное

Как написать плохую вакансию

Иногда в вакансиях встречается сюр и треш. Например, от UX-писателей ожидают безупречного владения языком, высшего филологического и работы в СМИ. И хотя никто не знает, как проверить эту безупречность и как журфак помогает с интерфейсами, подобные требования появляются не случайно.

Разберём на примере с единорогами.

Единорог — изящная замена сферическому коню в вакууме. Фрагмент фрески Доменикино

Представим, что в компании появился отдел по разведению единорогов. Туда нужен кто-то типа конюха, ухаживать за табуном и развивать направление.

На этом этапе возможны варианты:

  1. Направление новое и никто в компании не знает, кто именно нужен.
  2. HR не знает предметной области, а команда не может влиять на вакансию. Например, из-за бюрократии.
  3. HR не понимает, а команда не может внятно объяснить. Например, из-за неразвитой коммуникации.

Другие варианты нам не интересны, там всё будет хорошо, а статья про плохо. Поэтому примем, что HR действует по наитию, а команда Рощи Единорогов не особо объясняет. Известно следующее:

Зверь нервный, поэтому человек нужен спокойный и опытный. Чтоб знал основы эльфийского очарования животных и не пах дёгтем, единороги этого запаха боятся. Остальному научим.

Если написать в публичной вакансии только эти требования, кадровая служба утонет в откликах. Писать будут очень разные люди, включая отчаянных школьников и городских сумасшедших. Поэтому HR нужно выстроить воронку отсева адекватных кандидатов с подходящими навыками.

Для воронки HR декомпозирует потребности команды и преобразует их в формальные требования, которые можно быстро проверить без глубоких знаний. Мыслит HR примерно так:

Спокойный — стрессоустойчивый сангвиник с эмоциональным интеллектом.

Опытный — работал на аналогичной должности от 3 лет. Год можно и случайно отработать, а два по инерции.

Эльфийское очарование животных — явно какая-то европейская магия, попросим диплом соответствующего вуза.

Чтоб не пах дёгтем — похоже на дискриминацию, про чистоплотен тоже нельзя. Нужна безопасная формулировка. Например, привычка к чистоте.

Когда кончаются данные из постановки задачи, на помощь приходят интуиция и мышление по аналогии.

Единороги похожи на лошадей: у них есть грива и копыта. В кино лошадей постоянно чистят и расчёсывают. А ещё это животные, следовательно, за ними нужно убирать и давать свежее сено.

Потом в ход идут поиск, википедия, вакансии конкурентов и консультации коллег. Всё это нужно подать в корпоративно-деловом стиле, чтобы у соискателей сработал детектор Компании Мечты, а юристы не съели живьём.

Через несколько итераций у HR получается следующая вакансия конюха для волшебных тварей:

Стрессоустойчивость, обучаемость и развитый эмоциональный интеллект

Опыт работы на аналогичной должности от 3-х лет

Навык груминга крупного рогатого скота

Ветеринарное образование, диплом по зоопсихологии

Законченное магическое высшее. Можно Хогвартс, но не Слизерин

Навык работы с шанцевым и фермерским инструментами

Привычка к чистоте и порядку

Непорочность и знание квенья будут сильным плюсом

На этом стоило бы закончить, но у меня ещё есть советы.

Выводы, советы и мораль

  1. Если вы HR, вы умница. Мы вас любим и ценим вашу работу. Искать человеков в людском море — тяжёлый неблагодарный труд. Просто попробуйте показать вакансию команде-заказчику в обход бюрократии.
  2. Если вам нужен сотрудник, посмотрите на требования к позиции глазами рекрутера. Как их можно формализовать в понятные и простые критерии? Соберите анкету с вопросами и ответами или чеклист.
  3. Если вы откликаетесь на вакансию, проявите понимание. Покажите, что вы адекватны и напишите короткое сопроводительное письмо: как вы соответствуете каждому требованию.
  4. Доброта спасёт мир.

Никодим и утекающие абстракции

Айтишная притча о квесте разработчика Никодима во чреве левиафана и кризисе корпоративного менеджмента. Позитивный сторителлинг без токсичной назидательности.

Картинка Ulv Vild

Никодим устроился в IT-корпорацию писать высоконагруженный бэкенд. Его перевезли из провинции, встретили в фойе небоскрёба и отвели в переговорку на 21 этаже. Эйчар улыбалась и онбордила Никодима без умолку.

— Сейчас я познакомлю тебя с функциональным руководителем, он проведёт тебе экскурсию и выдаст постоянный пропуск. Твой гостевой работает, пока ты не покинешь здание. Ноут получишь у технарей на 13 этаже, твой лид покажет рабочее место и даст первую задачу. Наша разработка занимает этажей двадцать. А ещё у нас есть спортзал и оранжерея...

Она показала Никодиму кулер, плакат со структурой компании и пожарный выход, а потом оставила в переговорке ждать руководителя. Никодим прождал весь день, но руководитель не пришёл.

Никодим очень хотел работать и остался в здании. Спал в зоне отдыха на 55 этаже, мылся в душевой спортзала на 34, питался йогуртами и снеками из кофепоинтов. Потом курьер принёс зарплатную карту, Никодим купил бритву и стал заказывать еду из ресторанов.

Прошла неделя. Никодим успел прочитать все регламенты и пройти обучение, но руководитель так и не объявился. Гостевой пропуск открывал все двери, поэтому Никодим начал ходить по отделам и курилкам. Сначала он слонялся и болтал со всеми от скуки, но постепенно в его голове складывалась общая картина, и Никодима охватил азарт. Каждый сервис существовал сам по себе, команды горели и не могли договориться из-за абсурдной бюрократии, а менеджеры работали на показатели и не видели комплексных проблем, утонув в интригах. Но Никодим всё видел и понимал, как это исправить.

По ночам Никодим ходил по отделам, оставлял заметки на столах, писал на досках и клеил стикеры. Днём вёл отвлечённые беседы, подводя собеседников к нужным выводам. Знакомил людей в лифте и кафетерии, создавал альянсы, играл на тщеславии лидеров. Когда удавалось подсмотреть чужой пароль, тайком поднимал упавшие билды и коммитил.

Ему удалось наладить статистическое предупреждение инцидентов, прямой обмен данными между продуктами департаментов, избавиться от пары кейсов страшного легаси и даже отвязать публикацию новостей компании от общего релизного цикла. Люди вокруг улыбались, разрабов хвалили, а менеджеры получали бонусы.

В конце испытательного срока Никодим получил письмо с паролем от лифта, который привёз его куда-то между 88 и 89 этажом.

— Привет, я — ведущий теневой зодчий, — представился незнакомец.

— Тебя нет в оргструктуре, — ответил Никодим, — это ты мой руководитель?

— Верно. Я следил за твоей работой и очень доволен. Тебе пора выходить к нам.

— Нет, — твёрдо ответил Никодим. — Тогда я окажусь в одной из вертикалей и не смогу ничего сделать.

В лифте Никодим обернулся.

— Почему гостевой пропуск не привязан к дате?

— Из-за безопасников. Они готовят их от недели до месяца и никогда не попадают в даты визита. Только так мы и смогли тебя протащить.

Никодим кивнул и двери лифта закрылись. Больше зодчий его не видел.

Как ставить задачи UX-писателю (диплом 6/6)

Менеджерам и разработчикам. Разбираемся, с какими задачами приходить к UX-писателю и как их ставить, чтобы писатель поменьше душнил и приносил больше пользы.

Это шестая, заключительная статья из цикла о моём UX-дипломе. Ссылки на предыдущие части — в конце страницы.

О писателе и его задачах

UX-писатель — это ещё один мозг, усиливающий UX-дизайнера. Дизайнер организует диалог с пользователем интерфейсными элементами, а писатель — текстом. Когда они работают сообща, получается волшебство.

Писатель работает со смыслами: решает, как писать, и помогает определиться, что писать.

Важно понимать, что писатель почти никогда не знает этого заранее, но умеет узнавать. Для этого он вникает в продукт и задачу, изучает пользователей, задаёт кучу вопросов, показывает черновики и проводит исследования. Это может раздражать, но таков писательский метод: сначала разобраться, потом писать.

UX-писатель может помочь:

  • с текстом интерфейса — кнопками, сообщениями, надписями;
  • логикой и проектированием пользовательских сценариев;
  • обучающими материалами — инструкциями, онбордингом и подсказками;
  • типографикой и вёрсткой текста;
  • письмами и пуш-сообщениями;
  • скриптами поддержки и репликами чат-бота.

Всё многообразие случаев можно свести к формуле:

Если вам нужно упорядочить какой-то смысл, который можно выразить словами, обращайтесь к писателю.

Писатель не только пишет текст, но и организует текстовую культуру: подбирает голос продукта, собирает нормы и примеры в редполитику, помогает другим писать просто и дружелюбно.

Памятка по постановке задач

1. Зовите писателя проектировать вместе с дизайнером и аналитиком. Писатель анализирует контекст, продумывает коммуникацию, подбирает решения, а уже потом пишет. Если дать писателю готовые макеты, он превратится в корректора и задачу полноценно не решит.

Представьте ситуацию. У формы оформления страховки одно сообщение об ошибке на все поля. Разработчики написали технократическую заумь, менеджер просит единую красивую формулировку. Форма собрана из компонентов, менять ничего нельзя, релиз послезавтра. Писатель выдаёт что-то невнятное, все разочарованы.

Если вы придёте с этой задачей ещё до макетов, писатель предложит сделать свою подсказку для каждого поля, предупреждать ошибки заранее и выводить инструкции контекстно. Форма станет дружелюбней, а конверсия подрастёт.

2. Заложите время на анализ. Набрать текст — четверть дела. Чтобы слова работали, писателю нужно разобраться в ситуации и понять, что именно следует сказать. Это может занять больше 5 минут.

Через час отключится платёжный терминал, нужна заглушка с извинениями. Менеджер пишет её в последний момент и просит поправить два слова в черновике. Но писатель начинает выяснять телефоны поддержки, время и причины отключения, альтернативные способы платежа. У менеджера нет времени отвечать, на прод уходит дежурное ниочём с фальшивой вежливостью.

Если вы придёте заранее, писатель сформулирует причины отключения как полезные клиенту, добавит телефоны поддержки и время простоя, подскажет, как перевести деньги, пока терминал не работает. Сообщение получится вежливым и полезным.

3. Объясните контекст и соберите материалы. В постановке задачи опишите ситуацию, проблему и желаемый результат. Приложите ссылки на макеты, сценарии, исследования и редполитику, если она есть. Перечислите всех, кто имеет отношение к задаче, и как с ними связаться. Предупредите коллег, что им будут задавать вопросы, иногда откровенно идиотские.

Менеджер просит писателя поправить текст в макете. Менеджеру кажется, что макет сам по себе содержит всю нужную информацию. Но писатель начинает уточнять термины и риски у юристов, путь пользователя у проектировщиков, логи поддержки и статистику посещений. Всё идет через менеджера, менеджер закипает.

Если вы дадите писателю материалы и контакты, он сам всё изучит и спросит, а вам не придётся быть посредником между писателем и юристами, дизайнерами и разработчиками.

4. Отвечайте на вопросы. Писатель будет задавать кучу вопросов и спрашивать много глупостей. Он не хочет вас разозлить, ему нужно до конца разобраться во всех нюансах. Чем дотошнее писатель, тем лучше пользователю.

Писатель похож на ведьмин котёл: кидаете в него побольше конкретики — получается магия. Кидаете общие фразы — получается вода.

5. Поставьте формальную задачу. Соберите всё в письме, Джире или Трелло. Объясните приоритет и укажите сроки. Добавьте ссылки на макеты, документы и примеры. Если этого не сделать, писатель сначала возьмёт срочные задачи, а потом пойдёт собирать материалы, уточнять контекст и ожидаемый результат.

Менеджер и писатель созвонились и обсудили онбординг. Менеджер ждёт, что писатель сделает задачу к вечеру. Но у писателя ещё пять звонков и свой ритм переключения между изучением материалов и редактированием. Когда писатель освобождает голову для задачи, ему приходится восстанавливать контекст и дело затягивается.

Если вы соберёте всё нужное в одном месте и поставите сроки, писатель сможет спланировать и восстановить контекст в комфортное время, никого не отвлекая.

Пример

Допустим, в нашем приложении жильца проблема с чатом оператора: некоторые пользователи его не опознают, сердятся и звонят по экстренным номерам с обыденными вопросами. Мы решили поменять дизайн блока и добавить онбординг на главный экран. Онбордингу нужны логика и текст.

Если писатель не в нашей команде, погрузим его в ситуацию и дадим материалы. Если в нашей, сосредоточимся на проблеме и ожидаемом результате. Ссылки на макеты у него уже должны быть.

Ставим задачу в письме или таск-трекере:

Тема: Онбординг для главного экрана

Привет! Главной странице личного кабинета жильца нужен онбординг. Напиши, плиз, и предложи визуальное решение, если будут идеи.

Ситуация: у нас там блок чата с живым оператором. Некоторые пользователи его не видят, уходят на сайт и звонят по экстренным номерам в УК.

Поддержка хочет, чтобы ей чаще писали, поэтому номер и кнопка звонка вынесены на страницу с чатом.

Что хотим: при первом заходе после установки приложения объяснять, что штука в самом верху — это чат с живым человеком, а уже внутри можно позвонить. Следующие по значимости: панель разделов внизу, блок новостей-оповещений и список с кнопками по центру. Но чат — главное.

Сроки: до четверга, 4 марта. Хотим выкатить со следующим релизом с багфиксами, поэтому желательно первый вариант посмотреть к четвергу, чтобы успеть согласовать и закодить.

Всё по задаче

Сторифреймы: miro.com/app/board/o8K_kxzrs1P=/?fbclid=IzAS2JyWuVp2JYDN_4qczjAeBE_WqjGEhupECAhtjbs6t6ML27tloNCEG5xJS

Исследование юзабилити. Там крутые комменты от участников, могут пригодиться: docs.google.com/document/d/1pP2af5Ec2fTyGj9b7jW8DE0E_aVIQlCb_-rHegxX8cc/edit

Макеты главной: www.figma.com/file/l3dNqhytcjCGIKjqSfJJYn/01-Main-Screen

Редполитика: confluence.drakkar.io/pages/viewpage.action?pageId=39321

Кейсы из запросов операторов ТП, про звонки и чат: confluence.drakkar.io/pages/viewpage.action?pageId=21347123

Визуальной частью занимается дизайнер Лёня @lkobiakov. Напиши ему, как приступишь, он в курсе. Его задача прилинкована к твоей.

Будут вопросы по проекту — звони/пиши:

+7 987 654-32-10 / @vfilat

Понятно, что каждый раз такую постановку писать трудно, но если вы хотя бы напишите о чём задача, до чего договорились и где макеты, писатель не будет вопить как опоссум.

Опоссум Ulv Vind

Ссылки

Памятка и пример — часть моей дипломной работы по курсу Нетологии «UX-писатель». Все статьи об учебном проекте:

  1. Задачи и результат
  2. Потребности пользователей
  3. Основы ToV
  4. Интерактивные макеты
  5. UX-исследование
  6. Как ставить задачи UX-писателю — вы находитесь здесь

Учебный проект: основы ToV (часть 3/6)

Третья часть рассказа о моей дипломной работе по курсу Нетологии «UX-писатель». Разрабатываю основы Tone of Voice — стиля, в котором будет написан весь текст приложения жильца ЖК «Яркий».

В этот раз текста особенно много, так что лонгрид-варнинг. Чтения на 9 минут.

Если не читали предыдущие части, рекомендую начать с первой. Там подробнее о заказчике, проекте и продуктовых гипотезах.

Зачем нужен Tone of Voice

Tone of Voice (тон голоса или просто голос) — это стиль общения бренда или продукта. Он определяет, какими словами и в каком тоне мы пишем в различных ситуациях, как относимся к людям, как реагируем на события. Голос формирует впечатление от продукта и отражает ценности его команды.

Важно, что голос продукта — как имидж у человека — есть всегда, даже если им не заниматься. Пользователь всё равно сформирует образ из текста интерфейса, писем и ответов поддержки. Просто если не упорядочивать, образ сложится как повезёт.

Термином ToV или «голосом продукта» называют сам стиль общения и документ, который его описывает. Документ входит в редакционную политику и помогает команде придерживаться нужного тона.

ToV и редполитика похожи, но не тождественны. Оба документа содержат правила и примеры, но ToV описывает принципы общения и составляется заранее, а редполитика — конкретные вопросы по работе с текстом и её лучше всего собирать на практике.

Чтобы дизайн соответствовал голосу, я решил проработать ToV до макетов приложения. Для этого я изучил стили общения конкурентов и потенциальных пользователей, подобрал тональность продукта и собрал побольше примеров, без которых ToV будет бесполезным сборником афоризмов.

Критерии оценки голоса

Для изучения требовались рациональные критерии оценки. Я выбрал упрощенную версию фреймворка Nielsen Norman Group с двумя измерениями вместо четырёх:

Серёзный — Весёлый

Формальный — Неформальный

Уважительный — Дерзкий

Игривый — Холодный

Так мне было бы проще наглядно распределить стили коммуникации по осям формальности и серьёзности:

Критериями формальности я выбрал синтаксис и наличие оборотов официально-делового стиля. Серьёзность оценивал по эмоциональной окраске.

Виды тональности с признаками:

Формальный — cложные конструкции с отглагольными существительными и страдательным залогом, модальные глаголы, официально-деловая лексика

Неформальный — естественный синтаксис, простые языковые конструкции, разговорная лексика, свойственная речи потенциальных пользователей

Серьёзный — обезличенное повествование без эмоций, сосредоточенное на передаче смысла

Весёлый — эмоциональное повествование с элементами разговорной речи. Позитивный настрой, энтузиазм и юмор

Как говорят конкуренты

Изучить детально конкурентов не вышло. Для доступа в похожие приложения требовали регистрировать квартиру в УК, поэтому я смотрел открытые источники: сайты, инструкции, скриншоты и страницы в App Store. Я не проводил лингвистического анализа, а на оценки повлиял дизайн приложений. Поэтому всё субъективно.

Похожие приложения для жильцов стараются говорить серьёзно и подчеркнуто официально. Встречались приложения небольших компаний, написанные в стиле программистов, затравленных юристами и маркетологами. Я их не оценивал, на их фоне даже «Умное ЖКХ» звучало доступнее и последовательнее. Примеры смотрите в моей домашке по ToV.

Голоса конкурентов на матрице тональностей:

Как говорят пользователи

Квартиры в домах заказчика чаще всего покупают люди 30—50 лет. Большинство жителей — технические специалисты и энтузиасты цифровых сервисов. Они говорят и пишут неформально, дружелюбно и с вниманием к деталям. Большинство обладает чувством юмора и широким кругозором, ценят лёгкое уважительное общение и плохо переносят корпоративный формализм и «креативную» фамильярность.

Тональная матрица, построенная на основе личного общения:

Я предположил, что жильцы будут воспринимать свою управляющую компанию как службу поддержки и адресата в деловой переписке.

Если предположение подтвердится, можно выбрать более дружелюбный и энергичный тон, чтобы превзойти ожидания по комфорту общения.

Голос приложения «Яркого Дома»

В «Ярком» хотят, чтобы потенциальные покупатели воспринимали дома компании как современное и технологичное жильё, а не элитарный клуб. Главная идея «Яркого»: квартира — это сервис. Поэтому их голос должен звучать скорее как прогрессивная служба поддержки, чем как дворецкий или метрдотель.

Основной принцип:

«Яркий» не старается запомниться и произвести впечатление, а решает пользовательские задачи. Просто, спокойно и приветливо.

Пользователь должен встречать вежливость, профессионализм, готовность помочь и внимательную заинтересованность живых людей. Это создаст доверие и чувство, что важно пользователю, важно и сотрудникам УК.

Тональная матрица с вариантами для различных событий:

Тональная матрица продукта поверх пользовательской

Чтобы понять стиль полнее, я добавил к основному тону дополнительные шкалы, тоже по Нильсену-Норману:

Дополнительные шкалы тональности по фреймворку Nielsen Norman Group

Чтобы приложение звучало естественнее, тональность можно менять под разные ситуации: позитивные события, ошибки сервиса, чрезвычайные ситуации.

Основные идеи и примеры

Польза. Всё, что мы делаем, приносит пользу или избавляет от проблем. Сообщаем о плановых работах — предупреждаем неудобства. Предлагаем разрешить уведомления на телефоне — помогаем быть в курсе важных событий. Если сообщение не несёт пользы, беспокоить пользователя не нужно. Если польза есть, объясняем её, чтобы сформировать четкую картину.

Плохо Хорошо
Обновлена процедура оформления пропусков Чтобы оформить пропуск, отправьте курьеру или гостю QR-код
Для работы с приложением требуется разрешение на отправку уведомлений Разрешите отправку уведомлений. Будем оповещать о важных событиях, ремонтных работах и собраниях жильцов

Чтобы объяснять пользу было проще, задаём своему сообщению вопрос «ну и что с того?», пока ответ не станет ясным.

Уважение. Мы общаемся с пользователем вежливо и интеллигентно: без заискиваний, грубости или отстранённого формализма.

Плохо Хорошо
Недопустимый формат номера В номере телефона не хватает цифр
Ваш интернет отвалился, проверьте роутер или смените провайдера Нет подключения к интернету. Проверьте подключение, настройки Wi-Fi и уровень сигнала. Возможно, вы находитесь вне зоны связи

Забота. Общение с управляющей компанией не главное, что происходит в жизни пользователя. Не заставляем совершать лишние действия, разгадывать ребусы или запоминать что-то второстепенное.

Плохо Хорошо
Для продолжения регистрации подтвердите номер телефона Введите номер телефона, чтобы зарегистрироваться. Мы пришлём вам СМС с кодом подтверждения
Заявка успешно отправлена Заявка принята. Электрик придёт в понедельник, 8 февраля, к 18:00.
Добавить в гугл-календарь

Говорим естественно. Стараемся выбирать подлежащие, способные совершать действия: мы, вы, мастер, компания. Добавляем глаголы действия: ремонтируем, работаем, выясняем.

Важные действия всегда совершает кто-то конкретный.

Плохо Хорошо
Ведутся ремонтные работы кабины лифта Лифт сломался, но мы его уже чиним

Пользу всегда выносим в начало, пишем максимально ясно и объясняем контекст. Расшаркивания — это не забота, а лишние буквы.

Плохо Хорошо
Уважаемые жильцы! Запланированы плановые ремонтные работы, возможны перебои в работе лифтовой группы. Заранее приносим извинения за возможные неудобства Отключение грузового лифта
Завтра мы проводим его профилактику с 9:00 до 23:00

Когда происходит что-то угрожающее благосостоянию или здоровью жильцов, переходим на максимально собранный и точный тон. Пользователю нужно понимать суть, масштабы происходящего и возможные последствия.

Плохо Хорошо
Пожар в подъезде! Вызвана пожарная служба. Сохраняйте спокойствие В подъезде дымно!
Сработали датчики дыма. Оставайтесь на улице. Сообщим, когда станет безопасно
Упс! У нас упал сервер и кажется, ваши средства постигло обнуление. Но мы уже чиним, всё будет хорошо Вчера сломался сервер с данными, и ваш баланс мог обнулиться. Мы восстанавливаем данные из резервных копий, скоро всё станет как было

Мы дружелюбны, но не навязчивы. Не пытаемся балагурить, если не уверены, что пользователь в подходящем настроении, поймёт отсылки или считает иронию. Шутим легко и аккуратно, в границах.

Плохо Хорошо
Ку-ку! Кто в домике живёт? Пройдите короткий опрос и узнайте, кто ещё не любит Кайло Рена. Приключение на 5 минут, пёс! Опрос: интересы жильцов
Заполните анкету и мы покажем, чем увлекаются ваши соседи. Будет о чём поговорить на детской площадке :)

В дополнение к идеям и примерам я составил примерную структуру редполитики на полторы страницы, но она в диплом не вошла. Посмотрите в домашке по ToV.

После ToV я сел за макеты, прототип и промежуточное исследование. О них расскажу в следующих частях.

Ссылки

Интерактивный прототип в Фигме. Смотрите в режиме презентации.

Дипломная работа в гугл-документах

Все статьи об учебном проекте:

  1. Задачи и результат
  2. Потребности пользователей
  3. Основы ToV — вы находитесь здесь
  4. Интерактивные макеты
  5. UX-исследование
  6. Как ставить задачи UX-писателю

Учебный проект: потребности пользователей (часть 2/6)

Вторая часть рассказа о моей дипломной работе по курсу Нетологии «UX-писатель». Расскажу, как я изучал потребностей пользователей и какие функции продукта сформулировал на их основе.

Рекомендую начать с первой части. Там о работе UX-писателя, курсе Нетологии и продуктовых гипотезах проекта.

Для дипломного проекта я придумал заказчика и задачу: современного застройщика, которому нужно мобильное приложение. В приложении жильцы общаются с управляющей компанией, передают показания счётчиков и взаимодействуют с домовой инфраструктурой.

Онбординг на стартовом экране

Работа шла в два этапа: анализ конкурентов и потребностей пользователей и разработка интерактивного прототипа. О конкурентном анализе рассказывать особо нечего: ходишь по сторам и выписываешь фичи в столбик. Куда интереснее потребности и гипотезы, выдвинутые на их основе.

Но сначала немного философии.

Зачем изучать потребности

Изучение потребностей помогает понять, что действительно важно пользователю в продукте.

Польза всегда конкретна. Пользователи выбирают продукт, чтобы регулярно решать конкретные проблемы в конкретных ситуациях более удобным способом. Для поиска этого способа нужно хорошо понимать контекст: ситуации, проблемы и намерения живых людей.

Живые люди куда сложнее абстрактных персон, которые иногда собирают проектировщики с маркетологами. Люди субъективны и иррациональны. Иногда они готовы мириться с неудобствами в сложных процессах, но теряют самообладание от неочевидных мелочей, а иногда наоборот. Угадать сложно.

Очевидно, что без понимания контекста команда будет отталкиваться от собственных представлений о том, что важно пользователю, и хороший продукт получится только случайно.

Можно, конечно, ничего не изучать, а набрать гипотез исходя из опыта и здравого смысла. Тогда исследование, скорее всего, сдвинется на вторую итерацию после тестирования первой рабочей версии.

Как изучать: интервью и Job Stories

Для диплома было достаточно провести пять-шесть интервью и на их основе составить с десяток Job Stories.

Job Stories — короткие записи, которыми фиксируют пользовательские ситуации и продуктовые фичи. Для удобства чтения Job Stories формулируют по строгой трёхчастной структуре: ситуация, мотивация и ожидаемый результат.

Например, когда у меня лопнула труба (ситуация), я хочу быстрее вызвать мастера (мотивация), чтобы не затопить соседей (результат).

Чтобы Job Stories несли пользу, их нужно правильно формулировать:

  • Ситуация должна содержать проблему, а не просто описывать контекст. Например, я не просто зашел на кухню, а у меня там кипяток из трубы хлещет.
  • Мотивацию нельзя подстраивать под интерфейс, она должна описывать желание человека вне продукта. Я не номер телефона в приложении хочу найти, а вызвать мастера.
  • Результат должен иметь связь с продуктом. Если продукт совершенно не предусматривает вызова мастера, эта потребность не принесёт пользы проектированию.

Если все сделать правильно, Job Stories будут содержать ценные сведения о потребностях реального человека и помогать фокусироваться на пользе.

Вооружившись этим знанием, я поговорил с пятью потенциальными пользователями от 28 до 60 лет, которые подумывали купить квартиру в новых жилых комплексах. Перед интервью посмотрел решения конкурентов, почитал блоги застройщиков и набросал примерный план интервью с открытыми вопросами.

В первую очередь меня интересовали отправка показаний, оплата счетов и типичные проблемы в общении с управляющей компанией. Полученные сведения я перевёл в формат Job Stories и предположил необходимые функции.

Job Stories для дипломного проекта. На реальных проектах их могут быть сотни

Сбор фич на основе потребностей

Интервью подтвердили основную гипотезу: жильцам удобнее отправлять показания, оплачивать квитанции и общаться с управляющей компанией в мобильном приложении.

Стало также ясно, что сосредотачиваться нужно именно на общении. Все опрошенные отмечали, что теперь нельзя просто позвонить в УК и что-то узнать: ответит не очень умный робот, а поговорить с живым человеком не получится.

Итоговое продуктовое решение звучало так:

Приложение жильца соберет в одном месте всё, связанное с домом и квартирой, и станет основным каналом коммуникации с управляющей компанией и экстренными службами.

На основе Job Stories и фич конкурентов я собрал полный список функций приложения:

  • передача показаний счетчиков и история потребления
  • оплата квитанций по карте и через платежные сервисы
  • архив квитанций, заявок и обращений в УК
  • автоплатёж
  • напоминания о сроках отправки показаний и оплате квитанций
  • вызов мастера с выбором даты и времени, возможность подбора мастера по описанию проблемы и по типовым ситуациям
  • чат с операторами УК, возможность прикладывать к сообщениям фото и видео
  • экстренная связь с диспетчером аварийных бригад
  • заявки в УК с отслеживанием статуса
  • информирование о предстоящих плановых работах, авариях и чрезвычайных ситуациях
  • опросы и собрания жильцов
  • настраиваемые пуш-сообщения
  • оформление временных пропусков для гостей и курьеров
  • доступ к видеокамерам в подъезде, дворе и парковке
  • управление шлагбаумом и дверями пожарных выходов, кладовыми и другой домовой инфраструктурой
  • справочник по законам и нормам в сфере ЖКХ с релевантным поиском и поисковыми подсказками
  • управление домофоном во дворе и на входной двери
  • профиль пользователя и персональные настройки
  • информация по квартире: план, площадь и размеры комнат, высота потолков, точки подведения коммуникаций

В рамках диплома реализовать всё было нереально, поэтому я взял самые основные:

  • новости и оповещения
  • передачу показаний и оплату квитанций
  • вызов мастера и звонок диспетчеру
  • чат с оператором
  • камеры видеонаблюдения
  • справочник
  • заявления в УК

Далее я нарисовал принципиальные макеты в Миро, продумал Tone of Voice и сел рисовать интерактивный прототип и проводить промежуточные исследования. Об этом будет в следующих частях.

Ссылки

Интерактивный прототип в Фигме. Смотрите в режиме презентации.

Дипломная работа в гугл-документах

Все статьи об учебном проекте:

  1. Задачи и результат
  2. Потребности пользователей — вы находитесь здесь
  3. Основы ToV
  4. Интерактивные макеты
  5. UX-исследование
  6. Бонус трек. Как ставить задачи UX-писателю
 405    Нет комментариев   11 мес   UX   кейс

Книга «Заметки беспечного путешественника»

Мы с Ulv Vind выпустили книжку с картинками — короткую повесть о приключениях эльфа Мелентора и его друзей.

Всё сделали сами: придумали мир, написали историю, нарисовали иллюстрации и сверстали макет. Нам удалось напечатать небольшой тираж :3

Расскажу, о чём книга, зачем её читать и как мы её создавали. Ну, и где её купить, конечно же.

Глянцевая печать, 143×200 (A5), 96 страниц, клеевой переплёт

О чём книга

Это по-хорошему юмористическое фэнтези, какие пишут по мотивам игр D&D. Немного Толкиена, чуток Пратчетта и горсть отсебятины.

Трое беспечных авантюристов отправляются в поход за сокровищами и приключениями. По пути с ними что-то происходит, но на большую часть они не обращают внимания, самоотверженно превозмогая разнообразные трудности. В конце происходит эпическая битва. Ну, в масштабе всей истории :3

По жанру книгу можно назвать неторопливым артхаусным роад-муви в фэнтезийном сеттинге. История раскрывается в серии дневниковых заметок молодого учёного Мелентора, которому интереснее описывать быт шахтёрского городка, чем свои переживания от встречи с драконом. Во введении он честно предупреждает читателя:

Не думаю, что эта история вас впечатлит, поскольку в ней мало героического и она больше походит на испытание нашей удачи и терпения окружающих, чем на славные деяния.

Зачем читать

Провести время за доброй историей о дружбе, магическом мире и нелепостях, что случаются с любым путешественником от недостатка опыта и избытка любопытства.

У книги два достоинства: она короткая и в ней три десятка иллюстраций. Некоторые дополняют историю деталями, которых нет в тексте.

Каждый эпизод дополняет иллюстрация

В истории мало героического, но много о героях. Они не спасают мир от Древнего Зла и не страдают от избранности, а просто делают всякое, что пришлось бы делать любому человеку, вздумай он отправиться в поход по магическому миру. Благодаря этому героев легко представить и понять, а поступки хорошо говорят об их характерах и убеждениях. Если вы любите такое, троица может вам понравиться.

У книги есть и второй слой: рассказ о походе содержит набор для самостоятельного фантазирования. Мы постарались разбросать подсказки и намёки, чтобы вы могли выстроить свою полную версию происходящего.

История

С чего мы решили писать книгу.

В 2019 Ulv позвала меня писать короткие истории к картинкам для Инктобера. Это ежегодный октябрьский марафон неистовых рисовачей, когда художники весь месяц ежедневно рисуют и выкладывают по картинке.

К концу марафона у нас кончились идеи и мы запаниковали взялись за фэнтези. Нам не хотелось писать очередную эпическую сагу, поэтому мы решили иронизировать. Ulv придумала путешественников в дремучем лесу, а я сочинил отрывок из дневника.

Первая картинка, с которой всё началось. Инктобер-2019, день 28

Дневник Мелентора. Пятый день пути. Ивар заявил, что он неплохой следопыт и проведёт нас напрямик через лес, поэтому лошадей мы решили взять в городке у Тлеющих гор. Мне начинает казаться, что мы заблудились: пару дней назад Ивар прекратил пить и хвастаться своим мастерством.

Следующий Инктобер мы целиком посвятили новому походу троицы. Продумали мир и основные события, набросали персонажей и план публикаций.

На марафоне планы разъехались, вылезла куча трудностей и выпускать по эпизоду в день было тяжело. Местами мы отчаянно импровизировали, правили сюжет на ходу и закрывали логические дыры, чем могли. Что из этого вышло, можно посмотреть по тегу #ДневникМелентора.

Материала получилось много и было жаль оставлять его без развития. Тем более что история понравилась читателям и нас спрашивали, когда она выйдет одним куском. Поэтому мы всё переписали, дорисовали картинок, разобрались с Индизайном и даже нашли уфимскую типографию, где нам всё это напечатали за вменяемые деньги в приемлемом качестве.

Как купить

ВК-паблик Ulv Vind

Если вы живёте в Уфе — напишите мне в телеграм: @vitalyfilatov

Мы напечатали всего 50 штук, в конце октября 2021 оставалось 4.

PDF-версия в ВК-паблике Ulv Vind

 

Над книжкой работали

Ulv Vind — иллюстрации

Я, Виталий — текст и вёрстка

Ирина Малкавиан — корректор

Учебный проект: задачи и результат (часть 1/6)

Рассказываю о своей дипломной работе по курсу Нетологии «UX-писатель». Почитайте, если вам интересно, чем занимаются UX-писатели и с чего можно начать работу над приложением.

Рассказ разбит на шесть частей. Эта часть о курсе, работе UX-писателя, задачах и результате. В конце — ссылки на следующие части и сам диплом.

Чем занимается UX-писатель

UX-писатель организует диалог пользователя с продуктом. По сути, это ещё один мозг, усиливающий UX-дизайнера. Разница в том, что дизайнер организует смысл интерфейсными элементами, а писатель — текстом. Для этого писатель вникает в логику продукта, потребности пользователей и бизнеса, продумывает порядок и стиль общения, а потом пишет все слова в продукте: кнопки, сообщения и инструкции.

Как организован курс

UX-писатель — новая профессия, учиться приходится по книгам, статьям и рассылкам. На начало 2021 года в Рунете был только один курс Нетологии, где предлагали систематизировать знания под присмотром практикующих экспертов.

Курс организован обычно: вебинары, лекции в записи и домашние работы с проверкой. В начале курса мы выбрали учебный проект и все домашки выполняли по его теме. В конце эти работы сложились в диплом — кейс по проектированию мобильного приложения.

Личный кабинет Нетологии. До диплома осталось получить один зачёт

Готовых учебных проектов было два: приложение ресторана с доставкой и застройщика, продающего свои квартиры. С доставкой было слишком просто, а приложение для выбора квартиры выглядело бессмысленным — квартиры все смотрят на сайтах. Можно было выбрать свой проект, поэтому я придумал современного застройщика, которому нужно приложение жильца.

Заказчик и его гипотеза

Строительный холдинг «Яркий» всё делает сам: строит дома, продаёт квартиры и управляет коммунальным хозяйством. В «Ярком» считают, что современное жильё — это сервис, и ставят на технологии и автоматизацию. Это привлекает жильцов комфортом, снижает издержки и репутационные риски.

Чтобы жильцам было удобно общаться с управляющей компанией, передавать показания счётчиков и взаимодействовать с домовой инфраструктурой, «Яркий» разрабатывает собственное мобильное приложение жильца — «Яркий Дом».

Для начала заказчик хотел убедиться, что жильцу нужно именно приложение. Его продуктовая гипотеза звучала так:

Если дать жильцу возможность решать все вопросы с квартирой и домом через мобильное приложение, его лояльность вырастет, а нагрузка на службу поддержки снизится.

Кроме платежей и передачи показаний, пользователь мог бы управлять домофоном, выписывать пропуска гостям, открывать шлагбаум на парковке и следить за обстановкой по камерам наблюдения.

Предварительно гипотеза подтверждалась опросами и присутствием на рынке похожих продуктов. Чтобы убедиться окончательно, заказчик решил сделать интерактивный прототип и проверить его на потенциальных жильцах.

Задачи

Я решил, что подключился к проекту до начала разработки и совмещаю роли UX-писателя и дизайнера.

Мне предстояло изучить конкурентов и потребности пользователей, сформулировать продуктовое решение, продумать основы стиля общения и собрать интерактивный прототип для дальнейших тестов.

Дополнительно я составил шаблон постановки задачи UX-писателю, чтобы менеджерам было проще со мной работать.

Подробнее о каждом этапе читайте в следующих статьях цикла.

Результат

Основная задача выполнена — создан прототип приложения на основе потребностей реальных людей.

Стартовый экран, дашборд, вызов мастера и чат с оператором

Проект длился 6 недель. На домашние работы и диплом ушло примерно 45 часов.

Работу похвалила преподаватель курса и мой дипломный руководитель Ирина Моторина, чем я теперь всюду хвастаюсь :3

Фрагмент письма о проверке дипломной работы. В комментариях я извинялся за пропущенную запятую в описании

После защиты я получил свидетельство об обучении. Удостоверение о повышении квалификации всё ещё идёт «Почтой России».

Я учился на шестом потоке, в группе UXCW-6

К сожалению, я не успел проработать побольше экранов. Некоторые решения спорны, прототип можно долго дорабатывать. Несмотря на это, я получил массу позитивных откликов, подтверждающих гипотезу: жильцам будет удобно решать вопросы с квартирой и УК в телефоне.

Ссылки

Интерактивный прототип в Фигме, смотрите в режиме презентации

Дипломная работа в гугл-документах

Все статьи об учебном проекте:

  1. Задачи и результат — вы находитесь здесь
  2. Потребности пользователей
  3. Основы ToV
  4. Интерактивные макеты
  5. UX-исследование
  6. Как ставить задачи UX-писателю

Сайт курса по бэкенду

Сделал сайт курса для разработчиков энтерпрайз-бэкенда. Собрал структуру, написал текст, подготовил картинки и сверстал в Тильде.

Авторы курса — Евгений и Сергей — за десять лет практики собрали все грабли, устали от унылого хаоса в разработке и решили передать свой опыт в формате онлайн-курса. Курсу требовался сайт, который бы объяснял пользу, показывал экспертность авторов и отличался от лендингов с перепродажей чужих лекций. Получилось так: howto.stringconcat.com

Работа над сайтом условно делится на шесть смысловых этапов:

уточнение задачи → сбор и анализ материала → поиск структуры → текстовый макет → подбор иллюстраций → вёрстка

В реальности всё происходит параллельно: текст влияет на структуру, иллюстрации влияют на текст, а в готовом макете часто требуется что-то дописать или сократить. Поэтому я люблю делать всё сам или в тесном контакте с дизайнером.

Уточнение задачи

Сначала меня звали только писать. Чтобы не морочиться с дизайном, ребята планировали купить готовый макет и разбавить его листингами и заказными иллюстрациями. Но большинство макетов сделаны под типовые лендинги с преимуществами в три ряда и абстрактными плоскими иконками. Мне же хотелось, чтобы сайт выглядел как статья в печатном журнале. Поэтому я предложил отказаться от готового дизайна, сверстать всё в одну колонку, а нужное настроение создавать тоном, иллюстрациями и типографикой.

Исследование

Каждый проект начинается со сбора и анализа материалов. Раньше я составлял списки необходимого, а теперь прошу вообще всё, что есть.

Для сайта курса я изучил черновики рекламных писем, заметки по ЦА, сценарий вводного ролика, посмотрел несколько лекций, изучил учебный план, почитал Хабр и Ebanoe.it. Это помогло погрузиться в тему, собрать вопросы для интервью и наметить способы демонстрации полезного действия курса.

Поиск структуры

Структура организует повествование в понятной читателю логике. Хорошая структура — как скелет, развивается вместе с материалом. Для начала достаточно общей схемы блоков, чтобы разложить собранные сведения по темам, выкинуть лишнее и дописать недостающее. Если взять готовую структуру и формально растолкать по ней текст с картинками, можно упустить удачный ход или потерять часть смысла.

Хорошая структура появляется эволюционным путём

За пример я взял сайт курса Ильяхова по работе с клиентом. Наши курсы сильно похожи: их проходят зрелые специалисты, которые разбираются в предмете и не совершают покупок на эмоциях. С такой аудиторией нужно говорить на равных и помогать сформировать собственное мнение.

Чтобы читателю было удобно, мы стараемся предугадать его вопросы и вовремя на них ответить. Объясняем, о чём и для кого курс, какие проблемы он решает, показываем, как он это делает, кто авторы и так далее. Получается логичная последовательность блоков с описанием функций.

По мере работы с текстом становится яснее, какие вопросы могут возникнуть у пользователя, и структура немного меняется.

Перечень тем помогает читателю оценить масштаб и сформировать образ курса, поэтому идёт перед примерами роликов. Имена авторов ещё не продают сами по себе, поэтому блок их опыта идёт после роликов, для снятия возможных возражений

Текстовый макет

Когда материал собран и распределён по смысловым блокам, остаётся придать ему форму, дописать и подобрать иллюстрации: картинки, схемы, таблицы, ролики, примеры. Рисовать их пока рано, достаточно обозначить функции и схематический вид.

Текст написан моим обычным тоном, спокойно и уважительно, с лёгкой иронией и жаргоном разработчиков. Вместе с тем, я старался не пересолить и выражаться максимально просто на случай, если на страницу зайдут владельцы бизнеса или кадровики.

Евгений и Сергей очень хотели, чтобы каждый абзац описания пользы курса сочился болью и бил читателю в нерв. Для этого мы выделили три главные темы курса и перефразировали их в болевые формулировки:

Как разработать продукт, за который не стыдно

Как поддерживать и развивать проект, не жертвуя сном и здоровьем

Перестать выгорать и начать жить

Сухое изложение утомляет и, чтобы страница запомнилась, ей нужно настроение. Мы добавили немного перца, и поначалу в тексте ровно один раз встречались говно и жопа. Потом они превратились в дерьмо и задницу, а затем исчезли вовсе, но нужная образность осталась:

По началу всё идёт хорошо, но потом проект превращается в зиккурат из костылей и противоречий. <...> Никто не знает, как работает ключевой модуль, а кто знал — уже на пенсии, ушёл к конкурентам или умер.

В итоге получился текстовый макет без дизайна, который мы показали потенциальным слушателям курса, собрали отзывы и доработали.

Иллюстрации

Самая важная и самая сложная часть. Иллюстрации создают настроение и убеждают сильнее слов, демонстрируя работу продукта.

Подходы к разработке бэкенда энтерпрайз-приложений — крайне абстрактная область. Для неё сложно придумать такую же наглядную демонстрацию, как для вещественных продуктов: водонепроницаемых чехлов или курсов альпинизма.

Чтобы не скатиться в болото из коллажей, мемов и стоковых фоток с серверными стойками, мы решили отказаться от всего, что не имеет прямого отношения к курсу. На странице остались только скриншоты, схемы, ролики с лекциями и фотографии авторов.

Все изображения мы сделали сами. Евгений набросал на планшете пример гексагональной архитектуры, записал гифку с деплоем, собрал статьи в Ноушене и сфоткал книжки. Схема на экране ноута тоже настоящая.

Картинку в шапке сделал Сергей и она идеальна. Мы долго обсуждали, что туда поставить, пока Сергей не предложил описать курс на языке Kotlin.

Всё по делу: стиль и формат кода, среда разработки, ночная тема, структура проекта на боковой панели и названия вкладок

С портретами авторов пришлось повозиться. Подходящих фоток не нашлось, их тоже пришлось делать самим: ребята живут в разных странах, на фотосессию их не соберешь. Мы обсудили нужные настроение, позы, одежду и фон, наделали фотографий, выбрали рабочие. Потом я в меру способностей поправил цвет и свёл портреты к общему виду. Получилось что-то условно рабочее :3

Оригинал и результат. Евгений демонстрирует позитив, спокойную уверенность и открытость

Вёрстка

Нам было важно, чтобы сайт выглядел спокойно и стильно. На странице нет анимации, минимум цветов и один шрифт.

Крупный текст и пустое пространство создают иллюзию большого объёма, но страница быстро читается. Самый плотный узел — шапка, параметры и рассказ о курсе. К концу блоки становятся короче, чтобы компенсировать возможную потерю внимания читателя.

Всё, кроме шапки, сделано на типовых блоках Тильды. Шапка — зеро-блок с вариантами под разные устройства.

Рассказ о курсе свёрстан в две колонки. Левая кратко пересказывает правую и работает как якорь, чтобы взгляду было за что зацепиться.

Всё набрано шрифтом Open Sans. У него почти нет характера, открытый рисунок и широкий диапазон жирности. Сейчас я бы сделал заголовки чем-то более выразительным, например, шрифтом IBM Plex.

Для удобства чтения размер основного текста подобран так, чтобы в строке было не больше 80 знаков. Местами текст немного подрезан или переписан, чтобы выровнять правый край абзаца. Где не получилось переписать, стоят мягкие переносы.

Особый шик — колонки одинаковой высоты:

В итоге все эти ухищрения дали нужный результат. Ребята показали сайт знакомым маркетологам и разработчикам, получили позитивные отзывы и подтвердили гипотезы. Теперь дело за рекламой:3

Отзыв из переписки Евгения

Рерайт: как позвонить в квартиру

Разбираемся в визуальном контрасте, иерархии и сценариях на примере короткой инструкции к домофону.

В геометрическом центре Уфы построили жилой комплекс «Идель Тауэр» с небоскрёбом, подземной парковкой и забором. На входе висит домофон с инструкцией вызова квартиры:

В комплексе три здания с общим адресом и нумерацией квартир. Чтобы позвонить в квартиру с улицы, нужно указать подъезд через #. Остальные домофоны стоят в подъездах.

Определять подъезд по номеру квартиры просто, с этим справится даже детский электронный конструктор. Конкретно этот домофон просто не предусматривает сквозной нумерации квартир в отдельных зданиях, но умеет перенаправлять вызов, как офисная АТС.

Изменить или заменить домофон мы не можем, поэтому работаем с инструкцией. Попробуем сделать её проще для восприятия.

Собираем проблемы

У текста нет видимой структуры. Чтобы понять суть, табличку приходится читать последовательно. Немного помогает деление на блоки, но текст всё равно сливается в полотно и разбираться в нём не хочется.

Чтобы проверить структуру, достаточно посмотреть на текст издалека или без очков. Если всё выглядит монотонно, структура плохая.

При беглом взгляде табличка похожа на какое-то объявление администрации

Непонятно, для кого эта инструкция. В заголовке обращаются к жителям, в тексте объясняют, как позвонить консьержу и в квартиру. Есть гипотеза, что после канцелярского обращения «Уважаемые…» включится булщит-фильтр и читатель решит не тратить время.

Таблички часто начинают с крупных «Внимание!» и «Уважаемые…», потому что это работает в устной речи. В письменной речи вниманием управляют заголовки, поэтому лучше писать крупно саму суть: Не паркуйтесь у ворот, скорая не сможет подъехать.

Инструкция описывает функции домофона, а не сценарии его использования. Читателю нужно изучить текст и самостоятельно решить, как именно он попадёт внутрь.

Изучаем сценарии

У нас три группы пользователей: жильцы, гости и различные службы. Жильцы заходят по магнитному ключу, почтальона пустит консьерж, а гости звонят в конкретную квартиру. Получается три сценария:

  1. Позвонить в квартиру
  2. Вызвать консьержа
  3. Открыть дверь ключом

Сценарий с ключом кажется лишним: жильцы и так знают, что куда прикладывать. Но жильцы могут передавать ключи. Например, бабушке, чтобы она присмотрела за котом, пока его хозяин в отъезде. Поэтому про ключ можно оставить.

Звонок в квартиру — самый сложный сценарий. Нужно объяснить порядок набора и показать таблицу с делением квартир по подъездам и секциям:

Секции А, Б и В — это строительная маркировка, 2 — вторая очередь строительства. Жители привыкли к номерам секций, поэтому их стоит оставить. Возможно, кто-то так и говорит гостям: 501 квартира в 2В.

Вызов консьержа и использование ключа элементарные сценарии. Объяснять особо ничего не нужно, просто нарисуем, куда смотреть. Пожилым и рассеянным людям будет проще сориентироваться.

Была мысль добавить наклеек на сам домофон. Но наклейки нужно напечатать и ровно наклеить, они выцветают и отслаиваются, их будут ковырять дети. Домофон не такой сложный, чтобы польза разметки перевесила хлопоты.

Пишем текст и рисуем

Делим текст на сценарии, выделяем заголовки, собираем номера квартир и подъезды в табличку, рисуем иллюстрации.

Получается так:

Стало и было

Процесс по шагам в Фигмe

Обсуждение в ВК

Рассказ о ласке-авиаторе

Написал короткий рассказ для художницы Ulv vind. Она участвует в марафоне Inktober — каждый октябрь рисует по картинке в день, а я помогаю придумывать подписи в меру сил и фантазии.

Обычно я стараюсь уложиться в абзац, но идей было много и текст в итоге разбух. Решил разобраться, как он устроен, из чего собран герой и его мир. Сам рассказ получился простым и в меру комиксовым, как раз под стиль рисовки. Покажу его после объяснений.

Ulv vind решает рисовать ласку-пилота и присылает первый эскиз. Куртка, ботинки и очки похожи на атрибуты авиаторов начала XX века. Идея нам нравится, художница отправляется изучать фотографии асов первой мировой и рисовать, а я сочинять.

Мы работаем параллельно, обмениваясь идеями и набросками. На рассказ у меня есть примерно три часа, но ключевые идеи нужны побыстрее, чтобы согласовать критичные детали на этапе карандашных эскизов. Когда Ulv возьмется за тушь, будет поздно.

Черновой скетч. Очки сварщика обрезают боковое зрение и пилоты ими не пользуются

Итак, у меня есть лихая ласка-авиатор с мятыми усами и суровым взглядом. Осталось придумать кто он, что с ним происходит и в каком мире он живёт.

Первым делом я смотрю на эскиз и впадаю в ступор. Чтобы сочинить историю требуется вдохновение, и разуму оно не подчиняется. Огню вдохновения нужно топливо: образы, ассоциации, детали. Иногда хватает небольшой подсказки, но в этот раз зацепиться мне не за что. Поэтому начинаю с простого: читаю всё подряд о ласках начиная с Википедии. Через минут двадцать появляются первые идеи.

Я делю описание работы на этапы для удобства. В реальности герой, сюжет и мир развиваются достаточно хаотично, а форма часто подсказывает содержание.

Герой. Ласка — маленькое хищное животное из семейства куньих. Это смелый и агрессивный зверек, который не боится человека и крупных хищных птиц. Ласка противоречива: истребляет мышей и домашнюю птицу, вредит лошадям и приносит удачу в дом.

Из-за разбойничьего характера ласки часто становятся злодеями в кино и литературе, но в фольклоре и приметах их роль больше положительна. В ингушской мифологии нахожу трикстера Боткий Ширтку — ласку, которая живёт сама по себе и покровительствует людям, даже когда они ей вредят. Там же — легенду, как ласку проглотил коршун, но она прогрызла его грудь и погибла, упав с высоты.

В результате имеем: ловкое и бесстрашное животное, которое плохо приручается, живёт само по себе, разбойничает, попутно истребляя грызунов, за что его почитают.

Про ласку понятно. Теперь раскрутим образ авиатора начала XX века. Самый знаменитый летчик тех лет, конечно же, легендарный Красный барон Манфред фон Рихтгофен. Мне интересен период Первой мировой и я читал биографию Манфреда, поэтому решаю строить героя на его основе.

Образ немецкого аса прочно вошел в культурный код. Можно сказать, что Рихтгофен — имя нарицательное

Первая мировая война — последняя война рыцарей на закате эпохи чести и доблести. Противника ещё можно разглядеть в лицо, но новые виды оружия требуют новых способов ведения войны. Многое приходится придумывать на ходу, экспериментировать и рисковать. Это время первооткрывателей — авантюристов, изобретателей и смельчаков.

Манфред — яркий пассионарий. Потомственный прусский аристократ и кавалерийский офицер, уставший от сидения в окопах. Он добивается перевода в разведывательную авиацию. В числе первых ставит пулемет на верхнее крыло, а чуть позже открывает талант лётчика-истребителя. Манфред превратил воздушный бой в точную науку. Его невероятное мастерство и длинный список побед сделали аса знаменитым во всём мире.

Про Барона и молодость авиации можно говорить долго, подведём итог:

Наш авиатор будет аристократом, легендарным героем и гениальным летчиком-истребителем.

В честь немецкого аса ласка получает имя Манфред и фамилию Вайзель, от английского weasel в звучании на немецкий манер. Герой готов.

Скетч с уточнением деталей. Очки уже правильные, от шелкового шарфа решаем отказаться: у ласки есть мех, шею натереть сложно. А чтобы не затирать шерсть, хватит платка

Сюжет — череда событий, которые раскрывают замысел рассказа и образ героя. Для формирования этих событий нужен конфликт — внешние или внутренние противоречия. Герой преодолевает трудности, показывает себя и мир вокруг, через что раскрывает заложенный автором смысл.

Наш ласка-авиатор — герой и авантюрист, поэтому его история будет романтической повестью о приключениях, отваге и чести. Конфликты можно не придумывать, герой уже достаточно противоречив: благородный аристократ — разбойник, одиночка — патриот, преследуемый — знаменитый.

Примерный план: из-за несправедливости герой вынужден оставить родину и скитаться по миру, совершенствуя своё мастерство. В тяжелый для родины час он прощает обиды и приходит на помощь.

Я люблю, когда герой сам создаёт причины своих невзгод. Поэтому меняю несправедливость на идеализм героя. Убеждения толкают его на конфликт с могущественными силами, отчего он наживает врагов. Но в то же время герой проявляет исключительные качества, за что его уважают.

Образ борьбы ласки с коршуном наводит на мысль о бое с превосходящим противником. Будет глупо, если он победит в одиночку, но его поступок вполне может создать переломный момент. Мысль о подвиге меня вдохновляет и я перехожу к обстановке и деталям.

Чистовой скетч. Ласка оказывается в салуне. Решаем повесить на стену авиационный винт, надеть перчатку на левую лапу и добавить старую царапину на подбородок

Мир нашего ласки-авиатора — умеренный дизельпанк с антропоморфными животными, в котором процветает воздухоплавание. Винтомоторная авиация сформировалась, но ещё молода. Чтобы подчеркнуть важность воздушного транспорта, значительную часть континента будут покрывать полупустыни и степи. Фронтир уже завоёван, но толком не обжит. Всё это, плюс образ набегов на курятники, толкает к решению сделать ласку воздушным пиратом.

Пират-джентльмен романтичен по определению, воздушный пират на биплане — романтичен запредельно.

Герою нужны враги. Ласки охотятся на мышей, но плохо справляются с серыми крысами. Значит, родине героя угрожают крысиные полчища: серые шинели, стальные машины, дисциплина и имперский дух.

Добавить миру глубины помогают детали: образные топонимы, громкие прозвища, упоминания событий. С ними воображению читателя будет проще достроить картину.

Чтобы не мучатся с языком, решаю вести повествование от первого лица, пусть будет субъективно и эмоционально. Избыток пафоса можно списать на вполне понятную сентиментальность рассказчика. Старый пилот вспоминает о легендарном герое, услышав чей-то разговор. Эта идея подсказывает сделать концовку неожиданно личной.

Тут меня накрывает волной, детали со щелчком встают на место, образуют связи и следствия, история обрастает плотью. Остаётся несколько раз вычитать, отполировать и чуть сократить. Ulv присылает готовую картинку и получается вот что:

Повесть о Небесном Охотнике

Да что вы знаете о Небесном Охотнике, ползуны! Думаете, он просто везучий пират? Как бы не так. Манфред фон Вайзель был истинным аристократом, гениальным авиатором и отчаянным авантюристом. Земные обычаи меня не касаются, говаривал он, а в небе прав тот, кто выше летает.

Манфред жить не мог без полёта и приключений. В юности он связался с анархистами, после неудачного переворота бежал из страны, облетел полмира с воздушным цирком, а потом несколько лет пиратствовал на торговых путях Восточного разлома. Да, он стал разбойником, но благородным! Манфред забирал только половину груза и никогда не брал заложников ради выкупа. При дворе Манфреда ненавидели, а в народе любили. Его банду ловила целая эскадра, да куда там!

Но как бы высоко ни летал Манфред, он никогда не забывал о Родине. Когда началась война с Крысарской Империей, думаете, он отсиделся в горах? О, нет! Он в тот же день отправился на фронт. Успеете повесить, бросил он трибуналу, сперва перебьём всех серомордых. Три года он гонял крысюков от Восточного разлома до Великого предела. Даже асы Стальной Стаи уважали Манфреда! В сражении над Ивовым полем он бился против пятерых, ему пробило ноги и лёгкое, мотор загорелся… и что тогда сделал Манфред? Пролетел сквозь цеппелин Великая Крысария! Потеряв флагман, крысарцы отступили, а через два месяца и война кончилась.

Он спас так много жизней в тот день… Но я так и не простил ему того, что он заставил меня выпрыгнуть.

Оригинальный пост в ВК

Благодарности

Людмиле Сарычевой — за доступные объяснения принципов драматургии.

Ильдару “Lt. Ivi” Валишину — за книги Артура Переса Реверте и историю о пионерах авиации.

Художнице Ulv Vind — за вдохновение, мотивацию и исходники.

Данису Мулюкову — за идею джазовой песенки в кабаре:

Манфред, Манфред, был пиратом Манфред.
Манфред, Манфред, высоко летал!

Ранее Ctrl + ↓