Виталий Филатов

о тексте, смысле и красоте

Буги на Красной Поляне

В марте 2020 Девхаб отмечал 10-летие на Красной Поляне в Сочи. Я написал традиционный рассказ для нашей внутренней рассылки. Успеть всюду было невозможно, поэтому вышло гонзо-полотно с впечатлениями о курорте и поездке в целом. Публикую в сокращённом виде.

В Сочи нужно прилетать утром, когда восходящее солнце вычерчивает длинные тени на Кавказском хребте, а воздух подернут лёгкой дымкой. Когда летишь лоукостером, есть на что отвлечься от затёкших коленей и зловещего скрипа шпангоутов. Немного успокаивало, что я выбрал Боинг 737-800, который не MAX и падает только от старости. Больше опасений вызывала набирающая обороты пандемия: перспектива попасть в карантин со случайно чихнувшем бурятом пугала абсурдным реализмом.

Зайдя с моря, самолёт пронёсся над просыпающимся Адлером, грузно плюхнулся на полосу и покатил к терминалу, потряхивая крыльями на стыках плит. Кто-то по старой традиции похлопал пилотам, но его не поддержали: появился LTE и обновилась лента.

Где-то над Кавказским хребтом

В Адлере стояло лето. Мягкий ветерок наверняка приносил с моря аромат соли и открывающихся кофеен, но я почти сразу прыгнул в такси, пахнущее отделом парфюмерии. Отсутствие лыж в багаже выдавало во мне делового человека, поэтому таксист кратко ввел меня в курс местных дел:

  1. Снег у моря бывает раз в год, падает ночью и к утру тает.
  2. После дождя дороги становятся чище.
  3. До зимней олимпиады тут ничего не было и дикий лось бродил меж дерев. К олимпиаде построили всё: горнолыжные курорты, трассы, подъёмники, новую дорогу, трамплин для прыжков в длину и бессчётное количество прочего.
  4. Каждый местный знает, что при строительстве трамплина чеченские подрядчики украли семь миллиардов. Сколько было украдено на трёх туннелях для новой дороги — не знает никто.
  5. Красная Поляна находится в селе Эстосадóк, там раньше жили эстонцы, греки и армяне. Теперь там живут московские дачники и уральские нувориши.
  6. Пристёгиваются только приезжие.
  7. Сочи — главный поставщик мимоз. Их собирают в каждом дворе и возят по всей России. Мы проехали двор с чем-то жёлтым, так что причин сомневаться не оставалось.

От Адлера до Красной поляны ведут две дороги: старая, вся в серпантинах и на полтора часа автобусом, и новая — значительно прямее за счёт трёх длинных туннелей. После каждого туннеля погода резко менялась. В Адлере светило утреннее солнце, середину окутывал густой туман, а после третьего туннеля всё вдруг затопил ослепительный свет, льющийся с безоблачного неба. Старая дорога прыгала по склонам рядом с новой, а вокруг высились горы, поросшие редким лесом. Больше я ничего не разглядел.

Яндекс-карты предлагают сразу ехать по новой дороге

В районе Эстосадка я вдруг понял, что еду за наличные. На инструктаже мне строго велели вызвать Яндекс-такси и ехать по корпоративному тарифу, что бы ни случилось. Пришлось просить официального оформления поездки. Таксист многозначительно поднял бровь и спросил, сколько ему вписать в квитанцию. Я попросил реальную сумму, и бровь поднялась ещё выше. Я испугался, что сейчас мне начнут продавать золотые часы с Алиэкспресс, зашипел, схватил чемодан и убежал.

Вид на Эстосадок и Красную поляну на 960 метрах с Вершины 2200

Село Эстосадок расположено на 600 метров выше уровня моря и в часе езды от берега, климат почти континентальный. На юге возвышается хребет Аибга, а через село течёт Мзымта — коварная и перекатистая горная речушка, чьи мутные воды рискованно переходить без брода.

Эстосадок ожидаемо живёт туризмом и богачами. Вокруг четыре крупных курорта, а само село состоит из отелей, магазинов со снаряжением, проката, ресторанов и вывесок Сбербанка. За гостиницами ютится частный сектор. На главной улице выросло нелепо розовое казино, светящееся по ночам как весь Северодвинск, и колизей с бойцовой ямой MMA. Село постепенно превращается в русское Майами, с абсурдно дорогой недвижимостью и прокатом кабриолетов.

На центральной улице. Все либо на склоне, либо ходят внутри квартала с магазинами и кафе

Выйдя из такси, я окунулся в сюр. Десять часов назад я смотрел с балкона, как по пустырю у церкви мусорный пакет гонялся за голубем. Здесь же всё было ярко, громко и вымыто с порошком. Портье в служебном пиджаке излучал корпоративные ценности сети отелей с офисом в Мэриленде. На площади перед канаткой играл Led Zeppelin. Вальяжные люди в лыжных ботинках ходили раскорякой и цокали. Кабинки подъёмника с тихим шелестом уплывали на северный склон Аибги.

В кабинке, едем на 960 по карточкам из отеля

На отметке 960 метров было людно и карнавально. Ослепительно белый снег, рыхлый от лыжных ботинок, музыка, сливающаяся в однородный вайб. Красный воздушный шар поднимает на 50 метров, канатка — на следующую отметку в 1460. На парапете обзорной площадки блогеры фотографируют что-то жареное. В шезлонгах курят кальян, а в небе крутит бочки параплан с туристом. И всюду, куда ни посмотри — непередаваемые бездушной цифрой цвета и панорамы.

Вид на площадь перед канатной дорогой. За площадью видны отели. Обзорная площадка между отелями покрыта вязью Покраса Лампаса

На следующий день мы забрались уже на 2200. Ехали с тремя пересадками: сначала на 960, потом на 1460, потом уже до конечной. В кабинку помещается восемь человек. Чтобы не ехать рандомно, объявляем себя командой по скоростной посадке. Первый раз садимся за 10 секунд, на обратном пути уже 7,5 — по 0,93 секунды на человека.

Чёрная пирамида — вершина в хребте Аибга, 2375 метров. Мы были на вершине справа, её нет в кадре

Чем выше, тем отчаяннее каталы. Весь склон исчерчен бордами, местами они прыгают через сетку и гоняют в дикую. Катаются все: иностранцы, девушки, старики, бородатые лесорубы и фотографы. За инструктором по детской горке катится паровозик дошколят в ярких комбинезонах.

На вершине жарко и ослепительно. Поначалу кружится голова, но это быстро проходит и начинаешь глубже дышать. Можно подняться и выше, но там уже только небо и станция канатки. С соседней вершины жёлтый экскаватор лавинной службы сбрасывает лишнее куда-то в бездну.

Из развлечений на вершине обзорная площадка, ресторан, качели над пропастью и зиплайн. Разработчики Василий и Игорь отправляются стоять в очереди на зиплайн, а мы — ждать красивого кадра на финише.

Игорь приехал первым и объяснил свой отрыв массой мозга

Обедаем в ресторане «Вершина 2200». Кормят ощутимо дорого, безусловно вкусно, премиально помпезно и немного театрально. Игорь признаётся, что отведал лучший цезарь с курицей за всю жизнь. После обеда коричневый от загара фотограф ведёт нас на обзорную площадку над рестораном, позировать в фирменных худи на фоне гор, неба и блогерш.

Часть команды Девхаба, добравшаяся до Сочи. Фото приглашенного фотографа

После обеда решаем посмотреть подвесной мост через ущелье в Скайпарке. Это огромный комплекс в двадцати минутах от Адлера. Предлагают кучу всего, от тандем-зиплайна до верёвочного парка, но главный аттракцион — прыжки со свободным падением. У начала моста прыгают с 69 метров, в середине — со всех 200. Пока нет желающих, инструкторы прыгают сами.

Вид на начало моста. В павильоне впереди — прыжковая станция на 69 метров

Площадка огорожена стеклянным бортом, к которому страшновато подходить. Главный инструктор творит магию уличного шапито, балансируя над пропастью, балагуря и излучая экстремальный позитив. По дну ущелья змеится Мзымта. На середине мерно раскачивающегося моста сквозь решётку на полу видно, как по дороге далеко внизу ползёт крошечная машина. Даже странно, что с моста не предлагают прыгнуть с крылом.

Середина моста

С непривычки уровень сервиса удивляет. В Скайпарке с нами радушно поздоровались все — от охраны на входе до баристы и отдыхающих инструкторов. Я поставил рюкзак на пол, но кто-то принёс маленький табурет и переставил рюкзак на него. В ресторанчике с варёными раками нам тактично намекнули не брать гигантских, а взять просто больших. Гигантские криво масштабируются, и их шейки отстают в размерах.

На четвёртый день экспедиция официально завершилась, команда начала разъезжаться по домам. В аэропорт меня отвозил таксист из Марий Эл, мы разговорились о Казани и культуре массовой застройки. Он спросил, как прошла командировка, а я ответил, что ездил не по работе. И это было чертовски здорово :3

 317   2020   Девхаб   приключения
1 комментарий
Юрий Филатов 2021

Завидую