Как написать плохую вакансию
Иногда в вакансиях встречается сюр и треш. Например, от UX-писателей ожидают безупречного владения языком, высшего филологического и работы в СМИ. И хотя никто не знает, как проверить эту безупречность и как журфак помогает с интерфейсами, подобные требования появляются не случайно.
Разберём на примере с единорогами.
Представим, что в компании появился отдел по разведению единорогов. Туда нужен кто-то типа конюха, ухаживать за табуном и развивать направление.
На этом этапе возможны варианты:
- Направление новое и никто в компании не знает, кто именно нужен.
- HR не знает предметной области, а команда не может влиять на вакансию. Например, из-за бюрократии.
- HR не понимает, а команда не может внятно объяснить. Например, из-за неразвитой коммуникации.
Другие варианты нам не интересны, там всё будет хорошо, а статья про плохо. Поэтому примем, что HR действует по наитию, а команда Рощи Единорогов не особо объясняет. Известно следующее:
Зверь нервный, поэтому человек нужен спокойный и опытный. Чтоб знал основы эльфийского очарования животных и не пах дёгтем, единороги этого запаха боятся. Остальному научим.
Если написать в публичной вакансии только эти требования, кадровая служба утонет в откликах. Писать будут очень разные люди, включая отчаянных школьников и городских сумасшедших. Поэтому HR нужно выстроить воронку отсева адекватных кандидатов с подходящими навыками.
Для воронки HR декомпозирует потребности команды и преобразует их в формальные требования, которые можно быстро проверить без глубоких знаний. Мыслит HR примерно так:
Спокойный — стрессоустойчивый сангвиник с эмоциональным интеллектом.
Опытный — работал на аналогичной должности от 3 лет. Год можно и случайно отработать, а два по инерции.
Эльфийское очарование животных — явно какая-то европейская магия, попросим диплом соответствующего вуза.
Чтоб не пах дёгтем — похоже на дискриминацию, про чистоплотен тоже нельзя. Нужна безопасная формулировка. Например, привычка к чистоте.
Когда кончаются данные из постановки задачи, на помощь приходят интуиция и мышление по аналогии.
Единороги похожи на лошадей: у них есть грива и копыта. В кино лошадей постоянно чистят и расчёсывают. А ещё это животные, следовательно, за ними нужно убирать и давать свежее сено.
Потом в ход идут поиск, википедия, вакансии конкурентов и консультации коллег. Всё это нужно подать в корпоративно-деловом стиле, чтобы у соискателей сработал детектор Компании Мечты, а юристы не съели живьём.
Через несколько итераций у HR получается следующая вакансия конюха для волшебных тварей:
Стрессоустойчивость, обучаемость и развитый эмоциональный интеллект
Опыт работы на аналогичной должности от 3-х лет
Навык груминга крупного рогатого скота
Ветеринарное образование, диплом по зоопсихологии
Законченное магическое высшее. Можно Хогвартс, но не Слизерин
Навык работы с шанцевым и фермерским инструментами
Привычка к чистоте и порядку
Непорочность и знание квенья будут сильным плюсом
На этом стоило бы закончить, но у меня ещё есть советы.
Выводы, советы и мораль
- Если вы HR, вы умница. Мы вас любим и ценим вашу работу. Искать человеков в людском море — тяжёлый неблагодарный труд. Просто попробуйте показать вакансию команде-заказчику в обход бюрократии.
- Если вам нужен сотрудник, посмотрите на требования к позиции глазами рекрутера. Как их можно формализовать в понятные и простые критерии? Соберите анкету с вопросами и ответами или чеклист.
- Если вы откликаетесь на вакансию, проявите понимание. Покажите, что вы адекватны и напишите короткое сопроводительное письмо: как вы соответствуете каждому требованию.
- Доброта спасёт мир.