Учебный проект: основы ToV (часть 3/6)
Третья часть рассказа о моей дипломной работе по курсу Нетологии «UX-писатель». Разрабатываю основы Tone of Voice — стиля, в котором будет написан весь текст приложения жильца ЖК «Яркий».
В этот раз текста особенно много, так что лонгрид-варнинг. Чтения на 9 минут.
Если не читали предыдущие части, рекомендую начать с первой. Там подробнее о заказчике, проекте и продуктовых гипотезах.
Зачем нужен Tone of Voice
Tone of Voice (тон голоса или просто голос) — это стиль общения бренда или продукта. Он определяет, какими словами и в каком тоне мы пишем в различных ситуациях, как относимся к людям, как реагируем на события. Голос формирует впечатление от продукта и отражает ценности его команды.
Важно, что голос продукта — как имидж у человека — есть всегда, даже если им не заниматься. Пользователь всё равно сформирует образ из текста интерфейса, писем и ответов поддержки. Просто если не упорядочивать, образ сложится как повезёт.
Термином ToV или «голосом продукта» называют сам стиль общения и документ, который его описывает. Документ входит в редакционную политику и помогает команде придерживаться нужного тона.
ToV и редполитика похожи, но не тождественны. Оба документа содержат правила и примеры, но ToV описывает принципы общения и составляется заранее, а редполитика — конкретные вопросы по работе с текстом и её лучше всего собирать на практике.
Чтобы дизайн соответствовал голосу, я решил проработать ToV до макетов приложения. Для этого я изучил стили общения конкурентов и потенциальных пользователей, подобрал тональность продукта и собрал побольше примеров, без которых ToV будет бесполезным сборником афоризмов.
Критерии оценки голоса
Для изучения требовались рациональные критерии оценки. Я выбрал упрощенную версию фреймворка Nielsen Norman Group с двумя измерениями вместо четырёх:
Серёзный — Весёлый
Формальный — Неформальный
Уважительный — Дерзкий
Игривый — Холодный
Так мне было бы проще наглядно распределить стили коммуникации по осям формальности и серьёзности:
Критериями формальности я выбрал синтаксис и наличие оборотов официально-делового стиля. Серьёзность оценивал по эмоциональной окраске.
Виды тональности с признаками:
Формальный — cложные конструкции с отглагольными существительными и страдательным залогом, модальные глаголы, официально-деловая лексика
Неформальный — естественный синтаксис, простые языковые конструкции, разговорная лексика, свойственная речи потенциальных пользователей
Серьёзный — обезличенное повествование без эмоций, сосредоточенное на передаче смысла
Весёлый — эмоциональное повествование с элементами разговорной речи. Позитивный настрой, энтузиазм и юмор
Как говорят конкуренты
Изучить детально конкурентов не вышло. Для доступа в похожие приложения требовали регистрировать квартиру в УК, поэтому я смотрел открытые источники: сайты, инструкции, скриншоты и страницы в App Store. Я не проводил лингвистического анализа, а на оценки повлиял дизайн приложений. Поэтому всё субъективно.
Похожие приложения для жильцов стараются говорить серьёзно и подчеркнуто официально. Встречались приложения небольших компаний, написанные в стиле программистов, затравленных юристами и маркетологами. Я их не оценивал, на их фоне даже «Умное ЖКХ» звучало доступнее и последовательнее. Примеры смотрите в моей домашке по ToV.
Голоса конкурентов на матрице тональностей:
Как говорят пользователи
Квартиры в домах заказчика чаще всего покупают люди 30—50 лет. Большинство жителей — технические специалисты и энтузиасты цифровых сервисов. Они говорят и пишут неформально, дружелюбно и с вниманием к деталям. Большинство обладает чувством юмора и широким кругозором, ценят лёгкое уважительное общение и плохо переносят корпоративный формализм и «креативную» фамильярность.
Тональная матрица, построенная на основе личного общения:
Я предположил, что жильцы будут воспринимать свою управляющую компанию как службу поддержки и адресата в деловой переписке.
Если предположение подтвердится, можно выбрать более дружелюбный и энергичный тон, чтобы превзойти ожидания по комфорту общения.
Голос приложения «Яркого Дома»
В «Ярком» хотят, чтобы потенциальные покупатели воспринимали дома компании как современное и технологичное жильё, а не элитарный клуб. Главная идея «Яркого»: квартира — это сервис. Поэтому их голос должен звучать скорее как прогрессивная служба поддержки, чем как дворецкий или метрдотель.
Основной принцип:
«Яркий» не старается запомниться и произвести впечатление, а решает пользовательские задачи. Просто, спокойно и приветливо.
Пользователь должен встречать вежливость, профессионализм, готовность помочь и внимательную заинтересованность живых людей. Это создаст доверие и чувство, что важно пользователю, важно и сотрудникам УК.
Тональная матрица с вариантами для различных событий:
Чтобы понять стиль полнее, я добавил к основному тону дополнительные шкалы, тоже по Нильсену-Норману:
Чтобы приложение звучало естественнее, тональность можно менять под разные ситуации: позитивные события, ошибки сервиса, чрезвычайные ситуации.
Основные идеи и примеры
Польза. Всё, что мы делаем, приносит пользу или избавляет от проблем. Сообщаем о плановых работах — предупреждаем неудобства. Предлагаем разрешить уведомления на телефоне — помогаем быть в курсе важных событий. Если сообщение не несёт пользы, беспокоить пользователя не нужно. Если польза есть, объясняем её, чтобы сформировать четкую картину.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Обновлена процедура оформления пропусков | Чтобы оформить пропуск, отправьте курьеру или гостю QR-код |
Для работы с приложением требуется разрешение на отправку уведомлений | Разрешите отправку уведомлений. Будем оповещать о важных событиях, ремонтных работах и собраниях жильцов |
Чтобы объяснять пользу было проще, задаём своему сообщению вопрос «ну и что с того?», пока ответ не станет ясным.
Уважение. Мы общаемся с пользователем вежливо и интеллигентно: без заискиваний, грубости или отстранённого формализма.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Недопустимый формат номера | В номере телефона не хватает цифр |
Ваш интернет отвалился, проверьте роутер или смените провайдера | Нет подключения к интернету. Проверьте подключение, настройки Wi-Fi и уровень сигнала. Возможно, вы находитесь вне зоны связи |
Забота. Общение с управляющей компанией не главное, что происходит в жизни пользователя. Не заставляем совершать лишние действия, разгадывать ребусы или запоминать что-то второстепенное.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Для продолжения регистрации подтвердите номер телефона | Введите номер телефона, чтобы зарегистрироваться. Мы пришлём вам СМС с кодом подтверждения |
Заявка успешно отправлена | Заявка принята. Электрик придёт в понедельник, 8 февраля, к 18:00. Добавить в гугл-календарь |
Говорим естественно. Стараемся выбирать подлежащие, способные совершать действия: мы, вы, мастер, компания. Добавляем глаголы действия: ремонтируем, работаем, выясняем.
Важные действия всегда совершает кто-то конкретный.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Ведутся ремонтные работы кабины лифта | Лифт сломался, но мы его уже чиним |
Пользу всегда выносим в начало, пишем максимально ясно и объясняем контекст. Расшаркивания — это не забота, а лишние буквы.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Уважаемые жильцы! Запланированы плановые ремонтные работы, возможны перебои в работе лифтовой группы. Заранее приносим извинения за возможные неудобства | Отключение грузового лифта Завтра мы проводим его профилактику с 9:00 до 23:00 |
Когда происходит что-то угрожающее благосостоянию или здоровью жильцов, переходим на максимально собранный и точный тон. Пользователю нужно понимать суть, масштабы происходящего и возможные последствия.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Пожар в подъезде! Вызвана пожарная служба. Сохраняйте спокойствие | В подъезде дымно! Сработали датчики дыма. Оставайтесь на улице. Сообщим, когда станет безопасно |
Упс! У нас упал сервер и кажется, ваши средства постигло обнуление. Но мы уже чиним, всё будет хорошо | Вчера сломался сервер с данными, и ваш баланс мог обнулиться. Мы восстанавливаем данные из резервных копий, скоро всё станет как было |
Мы дружелюбны, но не навязчивы. Не пытаемся балагурить, если не уверены, что пользователь в подходящем настроении, поймёт отсылки или считает иронию. Шутим легко и аккуратно, в границах.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Ку-ку! Кто в домике живёт? Пройдите короткий опрос и узнайте, кто ещё не любит Кайло Рена. Приключение на 5 минут, пёс! | Опрос: интересы жильцов Заполните анкету и мы покажем, чем увлекаются ваши соседи. Будет о чём поговорить на детской площадке :) |
В дополнение к идеям и примерам я составил примерную структуру редполитики на полторы страницы, но она в диплом не вошла. Посмотрите в домашке по ToV.
После ToV я сел за макеты, прототип и промежуточное исследование. О них расскажу в следующих частях.
Ссылки
Интерактивный прототип в Фигме. Смотрите в режиме презентации.
Дипломная работа в гугл-документах
Все статьи об учебном проекте:
- Задачи и результат
- Потребности пользователей
- Основы ToV — вы находитесь здесь
- Интерактивные макеты
- UX-исследование
- Как ставить задачи UX-писателю