Написал|

О работе писателем, человечности, смысле и красоте

Ctrl + ↑ Позднее

Преамбула нового NDA

Поправили с юристом преамбулу соглашения так, чтобы сотрудник был в именительном падеже, а формулировка не теряла благозвучия.

Ситуация

Компания составила новый NDA, его нужно перезаключить со всеми сотрудниками. Процесс автоматизирован скриптом. Имена и фамилии сотрудников берутся из гугл-форм, где указаны в именительном падеже. Прикручивать склонятор долго, а результат непредсказуем: некоторые имена и фамилии склоняются неправильно. Решаем переписать упоминание сотрудника в преамбуле из дательного падежа в именительный, не потеряв по ходу смысл и красоту звучания.

Ход решения

Оригинальный текст преамбулы:

Общество с ограниченной ответственностью «Горсвет» в лице Генерального директора Гесера Бориса Игнатьевича, действующего на основании Устава (далее «Сторона-1»), направляет Городецкому Антону Сергеевичу (далее «Сторона-2») настоящее соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (далее «Соглашение»).

Юрист предлагает оставить в преамбуле Сторону 1 и Сторону-2, а в следующем абзаце пояснить, кто они такие:

Сторона-1 направляет Стороне-2 настоящее соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (далее «Соглашение»).

В качестве Стороны-1 выступает Общество с ограниченной ответственностью «Горсвет» в лице Генерального директора <…>

В качестве Стороны-2 выступает Городецкий Антон Сергеевич.

Вариант громоздкий, юристу не нравится, но менять местами стороны, чтобы упоминание сотрудника шло первым, еще хуже.

Решаем добавить глаголов настоящего времени в третьем лице. Так мы решаем задачу и добавляем в преамбулу действие сотрудника.

Общество <…>, направляет, а Городецкий Антон Сергеевич (далее «Сторона-2») принимает настоящее соглашение <…>.

Юрист объясняет, что это плохой вариант:

— Не годится: меняется смысл. Компания сначала направляет, сотрудник читает и решает, принимать или нет (способами, указанными далее).

Я ничего не понимаю и предлагаю добавить «и рассматривает»:

<…> а Городецкий Антон Сергеевич (далее «Сторона-2») принимает и рассматривает настоящее соглашение о неразглашении

Но и это неверно. Какое-то время мы обмениваемся репликами на разных языках, но потом до меня доходит. Я понимаю соглашение как файл, а на юридическом получается, что сотрудник принимает условия соглашения, просто получив его по почте.

Оставляем только «рассматривает», все встаёт на место.

Результат и вывод

Общество с ограниченной ответственностью «Горсвет» в лице Генерального директора Гесера Бориса Игнатьевича, действующего на основании Устава (далее «Сторона-1»), направляет, а Городецкий Антон Сергеевич (далее «Сторона-2») рассматривает настоящее соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (далее «Соглашение»).

Задача решена, а я понял кое-что новое: юриста нужно внимательно слушать, даже если кажется, что это просто придирки. Грамотность деловой речи не означает грамотности юридических формулировок. Юридический язык отличается от делового, поскольку необходим для специфического процесса судебного делопроизводства.

Рассказ о походе для внутренней рассылки

Написал для внутренней рассылки Девхаба, как гость из московского офиса погулял с красноярской командой в заповеднике «Столбы».

По соображениям конфиденциальности из текста убраны личные фотографии и имена.

Природный заповедник «Столбы» или просто Столбы, как зовут его туристы и сами красноярцы, — место уникальное и знаменитое. В пяти километрах от города начинается потрясающей красоты сибирская глушь с пихтовой тайгой и живописными скалами. Заповедник основан в 1925 году по инициативе горожан, чтобы сохранить эту красоту от вырубки леса и добычи камня.

Вид с одной из вершин. Здесь и далее — материалы из фотоархива участников экспедиции

Заповедник раскинулся на 47 тысяч гектар, это 470 квадратных километров. Для свободного посещения туристами открыто только 3 % площади, примыкающей к городу, но и этот фрагмент потрясает масштабом и разнообразием ландшафта.

У подножия скалы Дед

Основная достопримечательность заповедника — сиенитовые скалы. Очертаниями они напоминают мифических существ и руины древних цивилизаций, а с вершин открываются потрясающие виды на заповедник. Свои названия имеют скальные массивы, некоторые крупные камни и тропы.

Скалы Дед и Перья

Столбы — гордость Красноярска, благодаря заповеднику город известен любителям туризма. На Столбах воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты, про Столбы пишут стихи и снимают кино.

Жители Красноярска ходят на Столбы уже 150 лет. За это время возник и сформировался столбизм — общественное движение скалолазов, любителей природы и неформального общения.

Вот в такое место отправилась команда Девхаба. Метеосводка обещала -35, поэтому экспедиция получилась короткой, но насыщенной. Посетили популярные скалы Перья, Львиные ворота, Дед и Первый столб, поднялись на Львиные ворота и плечо Деда. Получилось километров пять по горам.

Обычно поход на Столбы занимает весь день: от Кордона Лалетино у границы заповедника идут 5 километров в гору, на Перевал, а оттуда расходятся по тропам.

Первоначальный план был подняться по канатной дороге в Бобровом логу и пойти по длинному маршруту на 16 километров, но канатка в мороз ниже -25 не работает. Пришлось выбрать маршрут покороче. Чтобы ничего не отморозить по дороге, отряд решил менее живописную часть пути проехать на машине, купив пропуск.

Маршрут экспедиции. «C» — база Перевал, с которой началась пешая часть.

Люди встретились лишь дважды и оба раза на базе: группа спасателей, от которой отряд узнал, что они первые посетители Столбов за день, и еще пара таких же отчаянных на обратном пути. Но в хорошую погоду в заповеднике людно, он один из самых посещаемых в мире. За прошлый год, например, по его тропам прошли 500 тысяч туристов.

Вопреки ожиданиям, наибольшую опасность представляли не мороз и медведи-шатуны, а восторг городского жителя, выбравшегося из бетонных коробок на свежий воздух в дичь и глушь. Для красноярского состава экспедиции низкие температуры опасности не представляли, а А. к схватке с морозом подготовился основательно. В его экипировку входили две пары носков, термобельё, футболка, свитер, шарф, шарф-шапка, капюшон и горнолыжные перчатки. Но влажность в горах ниже, а подъём хорошо греет, так что холода никто не ощущал.

Медведей тоже не попадалось. На Столбах они водятся и даже выходят в туристическую зону раза два в год, но зимой спят. На тропинках встречались только следы мелкого зверья, лисиц или зайцев — не поймешь, в заповеднике три сотни видов животных и птиц. Поэтому первоначальная настороженность быстро сменилась восторгом и ребячеством.

— Основная трудность была, — рассказывает А., — совладать с непреодолимым желанием везде полазить. Пришлось взять себя в руки. Камни под снегом скользкие и в мороз, легко сорвать связки или сломать чего-нибудь. Но и без этого впечатлений достаточно. Столбы запомнились невероятной красотой, которая радует глаз после городских пейзажей.

Потом были официальная часть и застолье, но это уже совсем другая история :3

Юридические дебри

Написали с юристом Ольгой Маломоркиной заметку о понятии судебных издержек для внутренней рассылки Девхаба.

У заметки было три задачи: показать, что в команде есть компетентный юрист, разбавить новости и расширить кругозор читателя. Заметка задумывалась как отвлеченная юридическая справка, поэтому форма преобладает над содержанием, а объяснения юриста упрощены.

Жизненный цикл заметки: увидел в NDA любопытную формулировку о разумных пределах издержек, спросил Ольгу, как суд понимает эту разумность. Получил объяснение, написал черновик, получил правки, дописал. Ближе к выпуску мы поняли, что промахнулись с темой и решили заметку в рассылку не включать, а выложить отдельно.

Заметка такая:

Вот вы читаете договор, а там написано, что в случае судебных споров стороны обязуются компенсировать судебные издержки в разумных пределах. Звучит солидно, но непонятно.

Как суд понимает и определяет разумность издержек, объясняет юрист Ольга Маломоркина.

Что такое издержки

Судебные издержки — траты сторон на судебные разбирательства. По общему правилу проигравшая сторона возмещает выигравшей все расходы, связанные с процессом.

Вот повздорили партнёры по бизнесу, один на другого подал в арбитражный суд. Кто подал — истец, на кого подали — ответчик. Оба ощутимо тратятся: платят гонорары юристам и экспертам, оплачивают их командировки, если суд в другом городе. Истец платит ещё и пошлину, которая зависит от суммы иска. Причем каждый платит исключительно за себя и в своих интересах. Если нужно доказать, что договор подписывал ответчик, экспертизу его почерка оплачивает истец.

По умолчанию суд при удовлетворении иска обяжет ответчика вернуть истцу только пошлину. Чтобы получить остальное, после суда победитель подсчитывает расходы и подаёт отдельное заявление об их взыскании или прописывает взыскание расходов с ответчика сразу в иске.

При частичном удовлетворении иска издержки возмещаются истцу пропорционально выигрышу, а если стороны идут на мировое соглашение, обычно каждый остаётся со своими расходами.

Как всё происходит

Суд определяет размер издержек по множеству критериев: категории дела, длительности процесса, количества заседаний, стоимости юридических услуг и объема материалов, подготовленных сторонами.

В сложных процессах судебных расходов набирается на миллионы, поэтому суд иногда снижает их сумму. Для этого проигравшая сторона заявляет возражения и доказывает чрезмерность взыскиваемых расходов. Произвольно суд снижать издержки не может.

Чтобы судебное разбирательство было справедливым, суд немного хитрит. Он уменьшает размер издержек, если их сумма носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Например, стоимость услуг юриста выигравшей стороны выглядит заоблачной.

Вот что под этим понимается.

С точки зрения закона, разумными считают такие расходы на оплату услуг юристов, которые взимаются за аналогичные услуги при похожих обстоятельствах. Иными словами, если адвокат заломил мильон, суд смотрит на средние цены по местному рынку юридических услуг, даже если этот адвокат — мировая звезда и берет, как Канделаки за логотип Новой Москвы.

Раньше в договоры с юристами добавляли «гонорар успеха» — бонус за выигранное дело. Конституционный суд запретил это безобразие, теперь прописывать такое вознаграждение не рекомендуются.

С оплатой проезда и проживания поступают также: проигравшая сторона возмещает эти затраты по средним ценам. Бывает, адвокат приезжает на лимузине и живет в президентском номере, но его доверителю приходится оплачивать этот вояж самому, поскольку суд решает, что адвокат неплохо мог бы доехать на поезде и переночевать в привокзальной гостинице, а ещё лучше поспать на обратном пути.

Функционал ≠ набор функций

На правах редактора взялся писать советы о тексте для внутренней рассылки Девхаба. Начал со знаменитой устоявшейся ошибки в употреблении слова «функционал».

Частота употребления в подсказках на Яндексе. На Юутбе картина еще ярче.

Употреблять «функционал» в значении набор функций или возможностей неправильно. Функционал не синоним слову функциональность. Разница такая же, как между Рационом и Рациональностью.

Функционал — это переменная величина, которая принимает определенное значений в зависимости от выбора одной или нескольких функций. Проще говоря, это функция от функции, математическое понятие.

Функциональность — набор возможностей или функций, которые есть у системы, устройства или сотрудника.

Орфограммка знает, как правильно

Богатый функционал, функционал сотрудника и прочие деловые и революционные функционалы — детище малограмотных копирайтеров и рекламщиков. Есть гипотеза, что кто-то сокращал неудобное слово «функциональность» или взял кальку c английского. Functional действительно переводится как «функциональный».

Как правильно

Функционал сотрудника → Обязанности сотрудника

Богатый функционал приложения → У приложения множество функций

Инновационный функционал → Куча новых возможностей и фич

А ещё лучше объяснить, каких конкретно функций и фич:

Богатый функционал → Через приложение можно задать координаты доставки и следить за полетом дрона

Кстати, «фѝча» — жаргонизм. Употреблять его уместно в неформальном общении: личной переписке, соцсетях и во внутренних материалах.

Как сделать мир чуть лучше

Началось с того, что я написал текст вакансии Девхаба для Моего круга. Админка даёт править HTML-код, поэтому решил сделать красиво: обернул текст в теги и прогнал через лебедевский Типограф.

Оказалось, при сохранении админка съедает спецсимволы, союзы и предлоги остаются висеть. Выглядит непрофессионально, а разрыв в ссылке и вовсе за пределами добра и зла:

Замена &nbsp; на спецсимвол «Неразрывный пробел» (Alt+0160) тоже не помогла: админка съела и его.

Чтобы закрыть гештальт и утешить внутреннего перфекциониста, я немного поворчал в рабочий чатик и написал Службе поддержки:

Здравствуйте, я редактор компании Девхаб. Публиковал вакансию и столкнулся с проблемой: не могу проставить в тексте неразрывные пробелы. Ни в режиме HTML, ни спецсимволами. После сохранения они иногда остаются, а иногда сбрасываются. Из-за этого текст выглядит неряшливо, а я становлюсь печален.
Подскажите, есть какая-то возможность добавить неразрывные пробелы? В идеале &nbsp, но пойдет и символ UNICODE.

Обычно на такие запросы вежливо отписываются о нецелесообразности или еще вежливее молчат. Какой резон ковырять редактор, если он и так работает? Но к вечеру ответ пришел:

Именно так я письмо и прочитал, на старом телефоне.

Надо ли говорить о том, какие умницы работают в Моём круге, и что с них стоит брать пример. Теперь символы не пропадают, текстовый набор выглядит как надо, а сон мой глубок и безмятежен:

Стало и было

Мораль

Бесполезно рассуждать о несовершенстве мира. Нужно пересилить лень и убежденность, что никому ничего не нужно, и попробовать что-нибудь сделать. Не исключено, что вам попадутся небезразличные люди и что-то в нашем мире, пусть малое и незначительное, станет лучше.

Ссылки по теме

Вакансия фронтендера на React/AngularJS

Типограф Лебедева

Википедия про неразрывный пробел

Сценарий видеоролика для «Навигатора»

Написал сценарий рекламного ролика для агентства недвижимости «Навигатор». Обычно я пишу текст, который читают, а не рассказывают вслух, но было интересно попробовать. Получилось так:

Расскажу, как всё было.

Сначала менеджер проекта Наталья Сальникова изучает пожелания заказчика и собирает сведения. Мы обсуждаем, какую задачу решает ролик, кто и где его увидит, его длительность и что в нем должно быть. Советуемся со студией, чтобы не выйти за рамки бюджета и не просить невозможного. Выбираем вариант с девушкой-рассказчиком и плоской анимацией. В итоге получается концепт.

Концепт описывает формат и общее настроение. Это еще не сценарий.

Наталья согласует концепт с заказчиком, и я сажусь за первый черновик.
В первом черновике собираем все, что знаем о заказчике и его предложении.

Чтобы выстроить историю, раскидываю материал по структуре:

  1. Кто мы такие
  2. Что мы делаем
  3. Почему мы делаем это хорошо
  4. Подробности и доказательства
  5. Приглашение к диалогу

Структура помогает понять, каких сведений не хватает. Собираем вопросы, Наталья уточняет у заказчика, я пишу текст и подсказки дизайнеру-аниматору. Получается таблица-сценарий.

Сценарий не ограничивает дизайнера, визуальный ряд — его задача.

Чтобы уложиться в хронометраж и упростить задачу актрисе, раз десять вычитываю вслух с выражением и паузами. Заказчик смотрит сценарий, показывает его юристам, просит поправить и дополнить. Потом мы передаём его в производство студии MonsterVideo.

Текст в ролике отличается от исходного на несколько слов. Их добавила актриса, чтобы речь звучала естественнее. И это хорошо ©

Редполитика бухгалтерии Небо

Написал редакционную политику онлайн бухгалтерии Небо. Небо помогает бизнесменам держать дела в порядке, самостоятельно вести бухгалтерию и соблюдать закон.

Редполитика — сборник правил работы с текстом: каким тоном и для кого писать, как подбирать слова, как структурировать предложения и абзацы. Редполитика помогает сотрудникам Неба общаться с читателями и клиентами в едином стиле без постоянного контроля редактора.

Действие редполитики распространяется на весь текст компании: статьи в журнале, сайт, рассылка, письма техподдержки и посты в соцсетях.

Редполитика структурирована от общих вопросов к частным.

Чтобы сотрудники глубже понимали требования, а не просто следовали им механически, мы сформулировали идеологию общения. В идеологию вошли полезное действие сервиса и Журнала, принципы уважения, заботы и пользы, стиль и тон повествования, отношение к юмору.

Есть и параграф про обсценную лексику.

Материться не прагматично. Поди, разбери, что за х#йню подразумевал автор.

Чтобы читатель не скучал и лучше понимал правила, они проиллюстрированы примерами «плохо — хорошо», местами средней степени упоротости.

Бобровая семья и автоматизированная добыча осьминога.

Традиционный дисклеймер о сервисе Главреда:

7 баллов, «это просто инструмент» и ссылка на подробности.

Редполитика составлена на основе редстандартов Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, личного опыта и вопросов сотрудников Неба.

Редполитика — первое, с чего мы начали работу с текстом в Небе, поэтому местами она избыточна и написана на вырост. В будущем мы уберем невостребованные правила и допишем недостающие. Еще я хочу упростить структуру и собрать термины и правила написания слов в словарь.

Редполитика Неба открыта для чтения всем желающим. Буду рад, если вы используете её при разработке своих редакционных стандартов.

Рерайт №6. Рассказать о пользе, не изменяя количество символов

Бывает, в тексте есть факты, но они не убеждают. Заказчик объяснил суть своей работы, рассказал о тонкостях. Мы их прилежно перечисляем, а история не складывается. Это потому что факты сами по себе мало полезны. Важно подать их так, чтобы читатель увидел: да, это про меня.

Разберем на примере текста для магазина сувениров, написанного по объяснениям заказчика. Наталья Сальникова попросила посмотреть, как там что, но переписать оказалось проще, чем объяснить.

Было так:

При транспортировке сувениров используется тройная упаковка, которая защитит изделия на всем пути. Перед перевозкой сувениры упаковываются в индивидуальные мешочки, затем происходит расфасовка по количеству. Хрупкие изделия уплотняются стрейчевой или пузырчатой пленкой. На конечном этапе сувениры укладываются в картонную коробку.

Мы бережем свой труд и ваши деньги.

Конечно, сколько ни переписывай, два абзаца читателя не убедят. Чтобы читатель сформировал мнение, нужны факты и наглядная демонстрация. Но мы исходим из того, что работу пора сдавать, структура страницы уже утверждена, а текст большего объема просто не влезет в макет.

Разберем по предложениям и перепишем

Начнем с последнего, которое в один абзац.

Мы бережем свой труд и ваши деньги.

Фраза вынесена в отдельный абзац для акцента: ценим труд, бережем деньги. Вроде позитивно, но как это соотносится с мешочками и коробками? Похоже на рекламное клише: уважаем себя и ценим клиента.

Скажем то же самое, но на понятном читателю языке. Чего хочет покупатель, оплативший сувенир в интернет-магазине? Очевидно, открыть посылку и убедиться, что с покупкой все в порядке. Так и скажем:

Мы хотим, чтобы сувениры доезжали до вас в целости и сохранности.

Перенесем в начало, чтобы сообщить главную мысль и задать тон.

Главную мысль выразили, идем дальше.

При транспортировке сувениров используется тройная упаковка, которая защитит изделия на всем пути.

Убираем страдательный залог и лишние подробности. Упаковку используем мы, а что она защищает сувениры на всем пути — и так понятно. Важно, что упаковка тройная. Пусть читатель не представляет, что это такое, но «специальная тройная» — не «завернутая в один слой газеты».

Для перевозки сувениров мы используем специальную тройную упаковку.

Продолжаем раскрывать тему тройной упаковки.

Перед перевозкой сувениры упаковываются в индивидуальные мешочки, затем происходит расфасовка по количеству.

Мешочки хорошо, а расфасовку уберем, это не про заботу о посылке.

Сначала мы упаковываем каждый сувенир в отдельный мешочек.

Теперь о втором слое упаковки — пленке.

Хрупкие изделия уплотняются стрейчевой или пузырчатой пленкой.

Тут все на месте, просто добавим того, кто совершает действие, и заменим «уплотнять» на «прокладывать», это проще представить.

Хрупкие изделия прокладываем стрейчевой или пузырчатой пленкой.

Переходим к последнему слою.

На конечном этапе сувениры укладываются в картонную коробку.

Упростим и добавим характеристику коробке, которая бы говорила в пользу надежности. Предполагаем, что коробка не простая, а из плотного картона, который хуже промокает и не протирается.

Потом всё укладываем в коробку из плотного картона.

В конце хочется привести пример, который соберет все вместе и объяснит преимущества упаковки в знакомой ситуации. С этим просто: я знаю, что на почте с посылками случается всякое. Отправишь скульптуру, а придет алебастровая крошка. Но очернять работников почты не будем. Это неэтично, в этом нет никакой пользы, и симпатичнее покупателю от этого мы не станем. Ну, роняют они посылки, с кем не бывает.

Если почтальон уронит такую посылку, содержимое останется целым.

Не сценарий Копполы, но картинка в голове возникает.

Соберем все вместе

Результат чуть сократим, чтобы не выходить за объём предполагаемого модуля. Было 366 символов с пробелами, стало 367.

Мы хотим, чтобы сувениры доезжали до вас в целости и сохранности.

Для перевозки сувениров мы используем специальную тройную упаковку. Сначала упаковываем каждый сувенир в отдельный мешочек. Хрупкие изделия прокладываем стрейчевой или пузырчатой пленкой. Потом всё укладываем в коробку из плотного картона. Если почтальон уронит такую посылку, содержимое не пострадает.

Для драматизма можно поменять абзацы местами, но я не буду. Пусть история начинается с главной мысли, а заканчивается яркой сценкой.

Редизайн блога на Эгее

Переделал оформление блога. Расскажу, что не устраивало в старой версии и как сделана новая. Разберем подбор шрифтов и систему пропорций: размеры элементов и расстояния между ними.

О движке

Мой блог работает на Эгее. Это бесплатный, быстрый и аскетичный движок. У него приятный редактор записей, поддиалект разметки markdown и свой типограф, не изменяющий текст.

Эгея — движок на любителя. Она слабо документирована, технической поддержки нет. Случаются проблемы с установкой обновлений. Чтобы поменять внешний вид или добавить своих блоков на страницу, придётся лезть в код. Выбирайте её, если готовы допиливать CSS и PHP.

Антон Жиянов о других движках.

У меня версия 2.4 не обновлялась до 2.5, отваливалась база данных и стили. Я завел чистый блог и вручную перенес в него старую базу данных. Чтобы прикрутить новое оформление, переписал стили и поправил пару PHP-модулей.

Техническую часть не описываю. Если вам интересны подробности, напишите мне.

Что было не так

У базовой темы Эгеи три проблемы: мелкий текст, широкая колонка и масштабирование на мобильных устройствах.

На экране телефона страница просто ужимается под ширину, не изменяя пропорций. В вертикальном положении текст тоже мелкий, читать неудобно. На мониторах шире 900 пикселей строка растягивается до 102 символов, и текст превращается в монотонное полотно.

Полноразмерный скриншот шириной 1000 пикселей. Здесь картинка убрана, чтобы влезли заголовок и разделы.

Шрифт Эгеи — Pt Sans. Это универсальный шрифт московской студии Паратайп. Без засечек, с открытым рисунком и прекрасной кириллицей. Он подходит для заголовков, основного текста и подписей, но лишен запоминающегося характера.

Times New Roman напоминает газету и школьный реферат, Courier — печатную машинку и сайты конца 90-х. А Pt Sans — просто добротный шрифт, который легко читать. Мне же хотелось, чтобы блог напоминал хорошую книгу или научно-популярный журнал. Поэтому работу над образом я начал с поиска новых шрифтов.

Подбор шрифтов

Шрифтов сотни и у каждого свои особенности. Шрифты проектируют для печати на картоне, для мониторов с низким разрешением или узких экранов телефонов. Есть шрифты для интерфейсов, для вывода в мелком размере или исключительно для гигантских плакатов. Чтобы выбрать подходящий, нужно понимать специфику и знать историю шрифта.

В блоге хватит двух шрифтов: для основного текста и для заголовков, подписей, цитат. Шрифты нужны одновременно разные, чтобы был контраст, и похожие по рисунку, чтобы не возникало разнобоя. Два сочетающихся шрифта называются шрифтовой парой.

Подбирать шрифтовую пару — больше искусство, чем наука. Результат сильно зависит от навыка и эстетического опыта. Я решил не рисковать и спросил совета у друга — специалиста по визуальной коммуникации, — который пожелал остаться неназванным.

Для начала мы выработали критерии отбора. Шрифт должен работать на образ, быть бесплатными, с хорошей кириллицей и относительно не приевшимся. Чтобы шрифты работали предсказуемо на всех устройствах, решили выбирать из набора гугл-шрифтов.

Гугл-шрифты не хранятся на сайте, а скачиваются по запросу браузера. Это гарантирует, что шрифты отобразятся на любом устройстве, но увеличивает время загрузки страницы.

Выбирали из очень ограниченного набора. По критериям подошли три шрифта с засечками и два без.

Основным выбрали шрифт с засечками, похожий на замечательную Georgia, но не такой популярный. Вариантов нашлось три: Merriweather, Noto и Lora.

Размер и интерлиньяж указаны через косую черту.

От Merriweather отказались из-за рисунка символа, толщины штрихов и минускульных цифр. У минускул нижние элементы свисают со строки. Это наследие старых книжных шрифтов и выглядит архаично.

Noto и Lora похожи по рисунку и ближе к Georgia по настроению. Noto поплотнее, хорошо смотрится на экране. Лично мне Lora понравилась больше, хотя у неё чудаковатые кавычки-ёлочки. Выбрали её.

Для заголовков и подписей рассматривали два варианта: Roboto и Open Sans.

Roboto, Open Sans и сравнение рисунка букв

Roboto — шрифт операционной системы Android. Он универсален, безлик и прочно ассоциируется с телефонами Самсунг. У Roboto хорошая кириллица, но в Виндоус в сверхнасыщенном начертании он отображался с ошибками. Выбрали Open Sans.

Выбор пропорций

Получив шрифтовую пару можно подбирать соотношения элементов и отступов — систему пропорций. Система упорядочивает вёрстку и придаёт тексту предсказуемый ритм. С ней проще соблюдать базовую гигиену: выбирать межстрочный интервал, размеры текста, отступы абзацев и заголовков. Правильно подобранные пропорции помогают мозгу быстрее определять связи и отношения.

Без системы пропорций в текстовом наборе будет много случайного.

Система пропорций строится на базовой единице. Это произвольная величина, по которой удобно выстраивать отношения элементов. Базовой единицей может быть размер логотипа, ширина окна или шаг модульной сетки. Я взял за базу высоту строчной буквы основного текста.

В типографике высота строчной буквы называется x-height.

Размер буквы определяется шириной колонки и количеством символов в строке. В хорошем наборе ширина и количество соразмерны темпу повествования. Короткие сообщения в две-три строки читаются быстро, их легче воспринимать в узкой колонке. Статьи читаются медленнее, им нужна колонка пошире.

Я веду блог в среднем темпе, абзацами по три-четыре предложения. Оптимальная ёмкость строки — 75 символов. Такой текст читается легко, но неторопливо.

Для статьи важно подобрать ритм. Длинная строка утомляет, узкая раздражает частыми переносами взгляда.

Зная ёмкость строки, ищем комфортный размер букв. Крупные буквы будут давить, мелкие — напрягать глаза. Подбираем по ощущениям и с оглядкой на блоги, которые легко читать. Мне нравятся Тинкофф-журнал, Амплифаер, Тильда и Редимаг.

Я выбрал размер в 20 пикселей. В этом размере у Lora высота строчной буквы — 10 пикселей. Ширина колонки при 72 символах в строке — 750 пикселей. Настраиваем в Фотошопе сетку, рисуем колонку и собираем набор элементов.

Всего нужны 5 стилей: основной текст, заголовок статьи, заголовок раздела, текст цитаты-врезки и служебный — для комментариев, тегов и подписей под картинками. Заголовок второго уровня я не использую.

Все размеры подгоняем по сетке. Заголовок статьи — самый крупный элемент, его строчные буквы в три раза больше букв основного набора. У заголовка раздела — в два. Расстояние между строками кратно размеру букв. Расстояние между абзацами — кратно строке с отступом.

При вёрстке соблюдаем правило близости: чтобы объекты воспринимались вместе, располагаем их рядом. Абзац ближе к своему заголовку, чем к следующему, отступы блоков меньше расстояния до границ экрана.

Готовый набор стилей. В макете с разрешением 72 dpi 1 пункт = 1 пикселю.

У Open Sans буквы чуть уже и крупнее. Чтобы шрифты в основном наборе смотрелись органично и не сбивали ритм, уменьшаем размер текста цитаты на пиксель и увеличиваем разрядку — расстояние между буквами в слове. Заголовки делаем максимально контрастными.

Lora 60/70 и Open Sans 60/70 без разрядки и 56/70 с разрядкой 0,023 em.

Полученный набор стилей переносим в CSS. Подкладываем сетку из макета, открываем отладчик и правим. Затем меняем разрешение экрана и повторяем.

Чтобы перевести разрядку из единиц Фотошопа в em, делим на 1000.
23 = 0,023 em. Другие размеры лучше указывать в пикселях, браузеры непредсказуемо округляют и набор плывёт.

Для мобильных устройств снижаем контраст и меняем пропорции: уменьшаем размер заголовков и отступов. Поля тоже уменьшим до минимально возможного значения — расстояния между строками основного набора.

Алгоритм

  1. Читаем о базовых гигиенических требованиях, разбираемся в правиле близости и методике подбора шрифтовых пар.
  2. Ищем визуальный стиль. Смотрим похожие по тематике блоги, которые приятно читать. Скриним, накладываем, сравниваем.
  3. Подбираем гармоничную шрифтовую пару. Один для заголовков и подписей, другой — для основного текста. Скачиваем и устанавливаем все шрифты на компьютер.
  4. Выбираем базовую единицу для системы пропорций. Удобно отталкиваться от размера основного текста.
  5. Рисуем сетку с шагом в базовую единицу. Её размер в пикселях или пунктах не важен, нужны только соотношения величин. На Маке рисуем в Скетче, на Виндоусе — в Индизайне или Фотошопе. В Фотошопе удобнее двигать попиксельно.
  6. Сводим все элементы к конечному числу стилей. Оптимально 5—7.
  7. Рисуем набор стилей, подбираем размеры, отступы, межстрочный интервал.
  8. Высчитываем размер базовой единицы, переводим пропорции в конечные значения в пикселях или пунктах. Пиксели точнее.
  9. Переносим в CSS. Подкладываем сетку и добиваемся сходства с макетом.
  10. Тестируем, правим, убираем сетку и публикуем.

Чтение по теме

Гигиенические требования к вёрстке в советах Бюро Горбунова.

Как выбрать шрифт объясняет арт-директор «Медузы» Сергей Сурганов. Очень упрощенно, чтобы начать ориентироваться в вопросе.

О шрифтовых парах в Школе Редимага.

Why website body text should be bigger, and ways to optimize it — почему размер шрифта нужно увеличивать. Доступно и убедительно на простом английском.

Типографика и вёрстка — книга Горбунова по платной подписке. Раз прочесть стоит.

Как очистить квартиру от негативной энергии

Написал небольшую обзорную статью на основе авторских черновиков. Предназначается для широкого круга читателей, не увлекающихся вопросами выживания в техногенной среде.

Статья для «Вконтакта», поэтому текст без иллюстраций и обвесов.

Исходный текст и ссылки на публикации — в гугл-доке.

Как очистить квартиру от негативной энергии при помощи рационального мышления и школьных знаний физики

Если вы возвращаетесь домой, и на вас сразу наваливается усталость, аритмия и головные боли, — с вашим домом что-то не так. В мире полно незримых вещей и явлений, влияющих на наше тело и разум. И если вам кажется, что на вас влияет что-то негативное, скорее всего, так и есть.

Но прежде чем жечь сандал, звать батюшку и делать перепланировку по фен-шую, давайте рассмотрим возможные причины, не выходящие за рамки научной картины мира.

Кратко пройдем по уже разобранным в интернете и подробнее остановимся на менее известных явлениях.

1. Радиация

Практически все вокруг излучает слабую радиацию. Это ионизирующее излучение безвредно и организм прекрасно справляется с его воздействием. Но некоторые предметы могут фонить больше обычного. Чаще всего это изделия из природного камня, кирпич, арматура, отделочные панели и плитки из натуральных материалов.

В стройматериалы попадает радиоактивный лом и песок. Особенно рядом с областями, где проводились ядерные испытания.

Топаз, агат, турмалин и аметист ярче блестят после облучения радиацией. Этим пользуются мошенники, облучая камни перед продажей. А некоторые виды хрусталя, гелиодора и целестина иногда обладают повышенным фоном сами по себе.

Как проверить: дозиметром. Норма — 10—40 микрорентген в час. Предел допустимой мощности излучения — 50 мкР/ч.
Что делать: позвонить в МЧС или хранить особо ценные вещи в свинцовой коробочке. Старайтесь максимально сократить время контакта с радиоактивными предметами.

2. Вредные вещества

Компьютеры понижают влажность, фен и обогреватели сжигают пыль, наполняя воздух мельчайшей сажей. Может подтекать фреон из холодильника или бытовой газ из плиты. Но особое внимание обратите на новую мебель. Современную мебель делают из ДСП — опилок, склеенных смолой. Эта смола сохнет 14 лет и первые полтора года из неё интенсивно выделяется формальдегид.

Формальдегид официально признан канцерогеном. Это токсичное вещество способно вызывать раковые заболевания. Оно раздражает слизистые оболочки, кожу и центральную нервную систему. При высокой концентрации возможны приступы астмы.

Как проверить: специальными приборами. Но лучше доверять своим ощущениям. Чувствуете странные запахи — проветривайте.
Что делать: чаще проветривать квартиру и не держать всю новую мебель в жилой комнате.

3. Сильные электромагнитные поля

Негативное влияние мощного электромагнитного излучения хорошо изучено: под его действием в организме начинается движение ионов, выделяется тепловая энергия и нарушается работа клеточных мембран. Этот эффект применяют локально и дозировано в лечебных целях, но без контроля он способен серьезно навредить.

Опасаемся всего, что излучает мощные электромагнитные поля и работает на высоких частотах: микроволновок, сотовых телефонов, ноутбуков, ретрансляторов сотовой связи, мощных передатчиков и роутеров. Следите, чтобы рядом с головой не проходили провода, питающие работающие приборы большой мощности: стиральную машину, электроинструменты.

Как проверить: специальным прибором. Купите бытовой индикатор электромагнитных излучений, показывающий превышение нормы, и пройдитесь по квартире.
Что делать: держаться подальше, мощность поля падает с квадратом расстояния. Не стойте ближе метра от работающей микроволновки, чаще пользуйтесь громкой связью и не держите долго руки на клавиатуре ноутбука. Выбирайте приборы с сертификатами соответствия санитарным нормам. Изучите тему. В интернете подробно описано, как переставить мебель, на каком расстояние стоять, на что обращать внимание.

4. Информационная составляющая электромагнитных волн

Любая волна способна переносить информацию. Информация кодируется в волне изменением частоты или высоты гребня — амплитудой. Если у волны изменяется одна из этих характеристик, говорят, что волна модулирована и обладает информационной составляющей.

Действие информационной составляющей на живые организмы изучено недостаточно. Установлено, что высокочастотное излучение с амплитудной модуляцией влияет на системы органов и клеточные структуры. На этом принципе работают приборы бесконтактной биорезонансной терапии. Но точно сказать, как действует на здоровье произвольное излучение пока нельзя.

Даже излучение мизерной мощности успешно передаёт информацию. И чем выше частота, тем эффективнее её воздействие. Приборы информационно-волновой терапии «Порог-1» и «Минитаг» работают на мощности в 10-17 ватт. Это стомиллионная часть миллиардной доли ватта. Для сравнения, в трех метрах от роутера мощность сигнала составит 3,5×10-6 ватт. Это в 100 000 000 000 меньше.

Вокруг нас много источников излучений с информационной составляющей. Проходя сквозь стены и предметы, эти волны ослабляются, отражаются, складываются. Изменяется составляющая сигнала, могут возникать зоны с глубокой модуляцией. Их действие на организм непредсказуемо: они могут быть нейтральными, полезными или вредоносными. Пока мы не научились точно определять, как различные сигналы изменяют работу клеток, разумно считать такие зоны потенциально вредными. Чтобы снизить риск, в этих зонах не стоит долго находиться.

Как проверить: специальных приборов для определения излучений с вредной информационной составляющей автор не встречал. Частично могут помочь детекторы «жучков». Выбирайте наиболее чувствительные и широкополосные, с верхней частотой от 6—8 гигагерц.
Что делать: определив зоны с вредной модуляцией, не находитесь там долго. Переставьте кровать, сдвиньте кресло, сделайте перепланировку.

Запомнить

  1. Проверьте дозиметром драгоценные камни, стены и плитку. Радиоактивные предметы нужно сдать в МЧС или изолировать.
  2. Регулярно проветривайте помещение и не спите в комнате с новой мебелью.
  3. Проверьте работающие приборы индикатором электромагнитных излучений. Стойте подальше от мощных приборов и смотрите на сертификаты перед покупкой.
  4. Купите детектор «жучков» и избегайте потенциально вредных зон.
Ctrl + ↓ Ранее